Японская модель управления производством подняла экономику страны после Второй мировой войны и стала темой для изучения во многих экономических вузах. Но сейчас, похоже, модель сдала давать сбои. В ней обнаружились недостатки.
Сразу три компании (Kobe Steel, Mitsubishi Materials и Subaru) признались, что манипулировали результатами проверок качества продукции. Компания Takata заявила, что поставила в США более 50 млн бракованных подушек безопасности, Mitsubishi Motors фальсифицировала данные о расходе топлива. Nissan Motor призналась, что заключительный контроль качества машин проводили не квалифицированные рабочие.
Данные скандалы ставят под сомнение одну из самых авторитетных концепций управления производством – «кайдзен», что обозначает «постоянное улучшение». Также доля японских компаний на мировом рынке начинает постепенно сокращаться.
Суть японской модели в том, что на рабочих в цехах возлагается огромная ответственность: они сами управляют рутинными делами и создают инновации («гэмба»). А за это компания гарантировала ему наличие рабочего места на всю жизнь. В благодарность он полностью посвящал себя достижению показателей своей компании.
Например, в Toyota Motor рабочие имели право остановить конвейер, если видели потерянные болты или валяющиеся на полу инструменты, то есть они обладали широким спектром возможностей и ответственности. Тогда как сегодня многие японские компании уже не гарантируют рабочим пожизненную занятость. Кроме того, делегирование рабочим на конвейере слишком широких полномочий повышает риск мошенничества и действий в обход правил, а менеджерам это позволяет уйти от ответственности.
Компания Kobe Steel, которая выпускает стальные комплектующие для транспорта, недавно призналась в подделке сертификатов качества на сотни тысяч изделий. Проведенное расследование выявило следующее: пока менеджеры высшего звена пытались сохранить прибыльность компании, обычные сотрудники были перегружены и не имели возможности связаться с руководством.
Как говорит сотрудник Kobe Steel, проработавший там около тридцати лет, проблемы в компании, функционирующей по принципу «гэмба», начались еще в девяностых, когда стал сдуваться японский экономический пузырь. Дело в том, что сотрудники, проверяющие качество, первыми попали под волну сокращений. Компании стали передавать эти функции на аутсорсинг или поручать рабочим на конвейере.
Также скандалу способствовала «закрытая культура», в которой долг рабочего состоит в том, чтобы самому справляться с любыми проблемами. Менеджмент зачастую даже был не в курсе происходящего. Топ-менеджеры говорили, что не знали о проблемах до тех пор, пока они не стали достоянием общественности.
Вообще для японских компаний отказ от «кайдзен» – не выход из положения. Лучшее решение проблемы, пожалуй, заключается в том, чтобы ужесточить корпоративные процедуры, в том числе чтобы привлечь менеджеров к правовой ответственности за нарушения, допущенные подчиненными. Топ-менеджеры компаний, вовлеченных в последние скандалы, неоднократно повторяли, что ничего не знали о проблемах.
Вышедший в 2004 г. в Японии закон о защите сотрудников, сообщивших о нарушениях на производстве, совсем не функционирует. Потому что японская деловая культура предписывает решать проблемы в команде на своем уровне, а не сообщать о них наверх. Введенный в действие в 2015 г. кодекс корпоративного управления предписывает публичным компаниям иметь как минимум двух независимых директоров. Большинство компаний выполнили это требование, но в некоторых случаях якобы независимые директора все равно связаны с компаниями.