Стратегия - создаем картины будущего

Что такое стратегия и зачем она нужна вашей компании?

Чтобы документ перстал быть просто бумажкой и начал реально работать, необходимо четко понимать, зачем он нужен именно в вашей компании. И это понимание должна разделять вся ваша команда.

При правильном использовании стратегия – предельно рабочий документ, один из основных. Это лоцманская карта, которая указывает цель, к которой должна прийти ваша компания, и описывает маршрут с указанием даты прибытия.

Как вы думаете, кто быстрее достигнет намеченной цели – человек с картой и компасом, или тот, кто лишь примерно представляет себе общее направление движения? А ведь большинство компаний именно так и делает. Стратегию часто считают неким общим документом, наряду с миссией или корпоративной политикой, которые зачем-то должны быть. Написали, поставили на полку и забыли. Поставили галочку: стратегия есть.

Чтобы упорядочить ваше движение, чтобы вы понимали, куда и зачем вы движетесь, что вам потребуется в пути, и как далеко вы находитесь от намеченной цели в настоящий момент, не сбились ли вы с дороги, и нужна стратегия.

То есть настоящая рабочая стратегия должна содержать три вещи:

  • указание конечной цели маршрута;
  • указание средств, которые потребуются на ее достижение;
  • описание маршрута с указанием «контрольных точек».

В каких случаях без стратегии не обойтись?

Стратегия нужна любой компании. Но существуют случаи, когда обойтись без нее просто невозможно:

  • Определение или выбор направления. Куда идем?
  • Структурные экономические изменения  - экономика, рынок, новые конкуренты, государственное регулирование. Подстраиваться, перестраиваться?
  • Бизнес несет убытки. До какого момента его тянуть? Новый вектор или новый бизнес?
  • Смена вида деятельности.
  • Диверсификация.
  • Выход на новые рынки, в регионы, страны.
Получить предложение

К чему приводит отсутствие работающей стратегии?

  1. Вы принимаете решения в расчете на быстрый результат, без учета долгосрочных последствий

    Типичный пример – агрессивные продажи, очень популярные еще совсем недавно. Тактика, которая действительно позволяет в краткосрочном периоде продавать больше и дороже, однако в долгосрочном – «выжигает» вашу клиентскую базу, и лишает вас постоянных клиентов. То есть за быстрый рост продаж в краткосрочном периоде вы платите в итоге их значительным снижением в перспективе, и необходимостью тратить все больше денег и усилий на обеспечение сохранения прежнего уровня продаж, не говоря уже об их росте.

  2. У вас недостаточно данных для принятия эффективных управленческих решений

    Вы не имеете четко определенных целей, поэтому все ваши решения обусловлены исключительно текущей ситуацией. Нужно ли давить конкурентов снижением цен, или уйти в более узкую нишу, и пойти на некоторое сокращение продаж, удерживая цены на прежнем уровне или даже несколько поднять? Расширять ли вашу продуктовую линейку за счет бюджетных линеек или сосредоточится на премиум сегменте? Правильным может быть любое из этих решений - все зависит от того, куда вы хотите прийти в итоге.

  3. Ваша компания похожа на тянитолкая, одни действия противоречат другим, а в результате вы практически топчетесь на месте вместо того, чтобы куда-то двигаться. Или же вы не можете сфокусироваться, и ваша компания мечется от одной возможности к другой.

    Например, в компании понимают важность инноваций и создают отдельные направления – стартап-проекты. Вроде бы благая цель. При этом финансирование этой деятельности осуществляется за счет доходов от основной деятельности. В какой-то момент ресурсы зарабатывающих подразделений начинают чрезмерно тратиться на инновации - в частности, отдел маркетинга усиленно занимается мероприятиями и PRом, упуская основные задачи зарабатывания. В итоге компания обескровливается, заработок снижается, а инновации так и не успели стать бизнесом. Компания в итоге оказывается в кризисном состоянии.

Получить предложение

Почему стратегия не работает?

  1. Ее просто нет

    Компания движется, ориентируясь исключительно на текущее состояние рынка и интуитивные ощущения своих владельцев. Цели не определены вообще или определены на уровне «заработать побольше денег» и «обойти конкурентов», или вообще привязаны к сиюминутным оперативным потребностям компании, и изменяются вместе с ними.

  2. Формальное отношение руководства

    Когда стратегия написана «для галочки», не продумана, цель и смысл документа неясны самим руководителям и никак не используются в работе.

  3. Непонимание коллективом

    Когда стратегия понимается и принимается как руководство к действию топ-менеджерами компании, но они не могут или не считают нужным донести ее цель и смысл до менеджеров среднего звена  и рядовых сотрудников.  

А как правильно?

Эффективная компания – это, в первую очередь, компания с хорошо продуманной и работающей стратегией.

Ее признаки:

  • Вы точно знаете, чего вы хотите: территориальной экспансии и расширения географического присутствия, роста маржинальности при сохранении прежних объемов за счет выхода на премиальные рынки, роста за счет диверсификации производства и освоения производства смежных продуктов или  выхода на технологически новые рынки и опережения конкурентов путем регулярного внедрения различных инноваций.
  • Вам известно, каких именно ресурсов потребует избранный вами путь развития и на каком этапе, откуда вы будете брать эти ресурсы, когда и за счет чего окупятся ваши затраты, и каков будет ваш итоговый профит.
  • Вам понятны критерии, по которым можно оценить успешность движения в выбранном направлении, определены контрольные точки вашего маршрута и сроки их достижения.
  • Вы имеете четкий план действий по достижению поставленных целей.
  • Все вышеизложенное также знает и разделяет ваша команда.

Что мы вам предлагаем?

  • Поможем определиться с целями и оформить их в единый рабочий документ.
  • Поможем расписать этапность и определиться с необходимыми ресурсами.
  • Поможем сформировать четкие и измеримые критерии достижения ваших целей: итоговые и по каждому этапу, а также рассчитать возможные сроки их достижения.
  • Поможем сформировать план достижения поставленных целей.
  • Поможем сформировать КПЭ (ключевые показатели эффективности)
  • Поможем «продать» ваше видение вашей команде, мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей.

Мы используем различные инструменты, подбирая их индивидуально в зависимости от ситуации в конкретной компании. Основные из них – это стратегические и foresight сессии, работа с первым лицом и его видением, анализ трендов и тенденций, аудит существующих стратегий.

Что вы получите в результате?

  • Четкое видение дальнейшего развития вашей компании.
  • Однозначный ориентир для принятия управленческих решений и оценки их эффективности.
  • Возможность отслеживать скорость движения вашей компании к намеченной цели, вовремя видеть и пресекать  попытки уклониться от выбранного направления.
  • Возможность рационально распределять имеющиеся ресурсы, исходя не из сиюминутных потребностей, а из перспектив развития.
  • Согласованную работу на результат вашей команды.

Обсудим?

Закажите бесплатную консультацию

Также вы можете связаться с нами по номеру +7 (495) 365-36-01