«Открытое правительство» попросило проанализировать эффективность управления институтами развития. И АСИ (агентство стратегических инициатив) пошло самым простым путем: по открытым источникам попытались понять, чем занимаются советы директоров этих компаний, кто им ставит KPI, как они оцениваются, влияет ли как-то достижение KPI на судьбу этих людей, руководителей. Результаты были удручающие.
Созданные государством институты развития и поддержки предпринимательства переживают не лучшие времена: несколько топ-менеджеров «Сколково» обвиняются в растрате и хищении, экс-гендиректор «Роснано» Леонид Меламед находится под домашним арестом, РВК покинул бессменный руководитель Игорь Агамирзян.
Андрей Никитин, фото РБК
В прошлом предприниматель Никитин (глава АСИ) вспоминает, что очень много денег тратил на инновации, но ни копейки не взял у государственных институтов, потому что это было очень сложно. Сейчас он сам возглавляет институт и признается, что если про свой институт все понимает, то совершенно не понимает, как работает половина аналогичных институтов.
Институт развития АСИ был создан пять лет назад. В отличии от многих аналогичных институтов он почти не располагает финансовыми ресурсами. Для сравнения расходы АСИ в 2015 году, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», составили 1,4 млрд руб, тогда как РВК к 2015 году участвовал в создании 23 фондов с капиталом 33,7 млрд руб. Основной ресурс АСИ — это прямой доступ к президенту Владимиру Путину, который возглавляет наблюдательный совет агентства. Возглавляет институт 36-летний предприниматель Андрей Никитин.
Если изначально у агентства было всего три направления — «Новый бизнес», «Молодые профессионалы» и «Социальные проекты», то сейчас оно начало изучать инвестиционный климат регионов, будет реализовывать Национальную технологическую инициативу, которая должна вывести Россию на глобальные рынки к 2035 году, поддерживает средний бизнес с экспортным потенциалом через проект «Инвестиционный лифт» и лоббирует реформу других институтов развития, многие из которых Никитин считает неэффективными.
За прошлый год Госдума приняла 80 законопроектов и поправок, инициированных АСИ. Агентство превратилось в одного из главных лоббистов бизнеса.
Одна из главных целей, которая изначально стояла перед АСИ, — 20-е место в рейтинге Doing Business к 2018 году. И Россия действительно улучшила свои позиции в этом рейтинге — в 2015 году мы поднялись на 11 ступенек, до 51-го места.
Впрочем, принятые реформы реализуются не гладко. Например, на таможне внедренные по инициативе АСИ онлайн-сервисы ускорили торговые процедуры, но сделали их дороже, потому что на каждом этапе теперь требуется электронная цифровая подпись (ЭЦП), а за нее нужно платить. «Проблема в том, что есть обязательные поля при оформлении ЭЦП, которые едины для всех. А есть дополнительные, которые ведомства начали придумывать сами», - объясняет Никитин.
Несмотря на все сложности в бизнесе Никитин уверен, что ситуация меняется в лучшую сторону и через два года Россия войдет в двадцатку самых комфортных для ведения бизнеса стран.