Потерять компанию стало проще, если доли ООО находятся в залоге. Опасный случай внесудебного взыскания залога произошел между производителем сахара Sucden и липецким сельхозпроизводителем «Молкоагро»
Прошлой весной Александр Чил-Акопов владелец «Молкоагро» заложил свою компанию контрагенту Добринскому сахарному заводу, который входит в группу Sucden). Причем, все 100% долей. Деньги предпринимателю были необходимы, чтобы получить аванс за будущий урожай свеклы. Но полностью выполнить свои обязательства по поставке предприниматель не сумел – в итоге, Добринский сахарный завод обратился с иском в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о взыскании залога. Кроме того, «дочка» Sucden требовала возместить сумму упущенной выгоды из-за недопоставки в размере около 32,1 млн руб.
В мае липецкий арбитраж отказал в удовлетворении иска, ссылаясь на то что истец не указал и объективно не подтвердил нарушение его прав со стороны ООО «Молкоагро». После этого Sucden решил восстановить справедливость в обход судебного решения. Sucden предпринял попытку уменьшить долю предпринимателя через принятие нового участника и увеличение уставного капитала ООО «Молкоагро».
Так, в июне 2016 года в Межрайонную инспекцию ФНС России №6 по Липецкой области поступило заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ об увеличении уставного капитала ООО «Молкоагро» за подписью заместителя генерального директора Добринского сахарного завода. Согласно документу залогодержатель принял решение уменьшить долю в уставном капитале, принадлежащую текущему собственнику компании Александру Чил-Акопову, с 100 до 6,67% за счет вхождения в общество нового участника — Юрия Камышева, генерального директора одной из холдинговых компаний группы Sucden. Впрочем, 14 июля Арбитражный суд Липецкой области признал решение общего собрания участников ООО «Молкоагро» недействительным и заблокировал операции в ЕГРЮЛ. Апелляция по данному делу будет рассматриваться 9 августа.
Вообще, возможность внести изменения в ЕГРЮЛ в обход суда появились у залогодержателей, после того как в 2014 году в ст.358.15 Гражданского кодекса РФ «Залог прав участников юридических лиц» была внесена поправка. Она предусматривает, что если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале ООО, то права участника общества осуществляются залогодержателем. Как раз эта поправка дала возможность Добринскому сахарному заводу посягнуть на «Молкоагро». Так что, действия Добринского сахарного завода правомерны. Впрочем, это первый опасный прецедент внесудебного взыскания залога такого рода.
Вывод: нынешнее право в отношении корпоративных долей таково, что контрагент не получает сам актив, но получаете право голоса и, соответственно, право принимать решения. Следовательно, почему бы этим не воспользоваться?! В случае с «Молкоагро» владелец компании понадеялся на авось и не стал ударяться в детальное изучение гражданского права РФ – тем более в изучение новых постановлений. А неаккуратное отношение к юридическим вопросам всегда чревато - особенно в таких серьезных сделках как передача вашей компании под залог.