Консолидация продолжается...
Доля 10 крупнейших в стране сетей по продаже товаров для дома и ремонта (DIY) на рынке растет, подсчитало агентство Infoline. Так, по данным аналитиков, за 2015 г. она выросла на 4,7 процентного пункта (п. п.) до 27,5%, а по итогам 2016 г. достигнет 2,2%. При этом консолидация продаж у крупнейших сетей наблюдается и в других видах ритейла. Так, за 2015 г. доля десятки крупнейших продовольственных сетей выросла на рекордные 2,7 п. п. до 24,3%, сообщала в декабре 2015 г. «Infoline-аналитика»
Ритейлеры, несмотря на продолжение сокращения рынка, открывают больше магазинов в регионах и продолжают инвестировать в онлайн- и мультиканальные продажи. Например, в течение пяти лет Leroy Merlin намерена открыть в России до 140 магазинов. По словам генерального директора «OBI Россия» Иана Стрикланда, - "экспансия в России остается главным приоритетом компании- в 2016 г. OBI планирует открыть минимум четыре гипермаркета в Московской области и регионах". В планах «Петровича» открыть в Москве 8–10 магазинов за пять лет.
У одних прибыло - у других убыло...
Продажи у большинства региональных сетей снижаются существенно сильнее рынка, так как крупнейшие международные и федеральные российские сети забирают у них трафик, выигрывая ценовую и ассортиментную конкуренцию. С открытием в региональных центрах гипермаркета Leroy Merlin продажи местных ритейлеров снижаются на десятки процентов, что неизбежно приводит к закрытию ряда магазинов. В 2015 г. из 300 универсальных торговых сетей DIY 84 сократили торговые площади и только 40 – нарастили, следует из данных «Infoline-аналитики».
Петербургская сеть «Метрика» («Корпорация СБР», не входит в ТОП-10) в начале 2015 г. сообщила о намерении закрыть 15 гипермаркетов и уволить до 10% персонала центрального офиса, а в конце года выставила на продажу значительную часть петербургских активов. В результате закрытия магазинов «Метрики» в Петербурге ее клиенты стали делать покупки в Leroy Merlin, «Петровиче», «К-рауте» (приобрела в феврале 2016 г. один из гипермаркетов «Метрики»), «Максидоме» и ТД «Вимос» в Ленобласти.
Рынок. Есть ли что делить?
В 2015 г. рынок торговли строительными, отделочными материалами, товарами для дома и сада снизился на 5% до 1,46 трлн руб., тогда как рынок непродовольственных товаров в целом – на 10%. Оборот всей розничной торговли, согласно Росстату, за прошлый год сократился на 10% до 27,6 трлн руб.