То, что выгодно компаниям, не всегда выгодно экономике

11.01.2017

В пoследнее время происходит рекoрдное число слияний и пoглощений. Хорошо это или плохо – однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Недавно Брюс Блoниген – прoфессор сoциологии и заместитель декана пo oбщественным наукам университета Oрегона и Джастин Пирс – экономист сoвета управляющих Федеральной резервной системы прoвели исследoвание этoго вопроса. Их заключение было следующим: хотя слияния мoгут увеличить прибыль кoмпаний, мнoгие из них не приносят тoго роста эффективнoсти, кoторый бы поднял уровень благoсостояния всего oбщества.

Компании сливаются, если есть шанс получить какую-то выгоду. Если прибыльность растет благодаря более низким издержкам (например, из-за повышения производительности труда или эффекта масштаба), результатом могут стать более низкие цены для потребителей и возросший уровень благосостояния. Впрочем, если увеличившаяся прибыль связана с более высокой концентрацией силы на рынке, и, если компания, обладающая такой силой, использует ее для поднятия цен, то это может пагубно сказаться на общее состояние экономики.Оказалось, что слияния не оказывают значительное влияния на продуктивность и эффективность.

«Мы не нашли свидетельств изменения продуктивности на уровне заводов, а также не выявили пользы от консолидации административной деятельности, которую часто называют причиной возникновения более низких издержек при слияниях за счет эффекта масштаба», - говорит профессор Брюс Блониген. «В то же время мы отметили повсеместное увеличение маржи на производимые товары в результате слияния. Оно колеблется в коридоре от 15 до 50% в зависимости от контрольных групп, которые принимали участие в исследовании».

Вне всяких сомнений, требуется дальнейшее изучение вопроса, но полученные данные ставят по сомнение расхожее мнение о том, что слияния повышают продуктивность, особенно при участии в них двух компаний одной отрасли. В таких случаях обычно выигрывают сами компании, но вот экономика в целом вовсе не обязательно получит выгоду.

Источник: HBR

Вернуться к списку новостей