Николя Мор, новый президент АвтоВаза
В ушедшем 2016 г. покинули свои посты руководители крупных сотовых операторов, назначен новый президент в «АвтоВАЗе», буквально за сутки потерял работу топ-менеджмент «Башнефти». В общей сложности можно насчитать 30 громких отставок и назначений. К чему все эти перестановки?! Очевидно, что 2017 год прошел под флагом антикризиса, и суть кадровых решений – это замена антикризисных менеджеров на управленцев, чьей сильной стороной является регулярный операционный менеджмент. Столько же перестановок на высшем уровне было связано со сменой акционеров и сделками купли-продажи. Около 15% произошло из-за реорганизации управленческой структуры. Самыми активными отраслями по замене управленцев оказались – телекоммуникации, банки, нефтегазовая и строительная сфера, а также розничная торговля и электроэнергетика.
В рамках наших услуг мы занимаемся ростом бизнеса
Причины кадровых перестановок 2016
У каждой перестановки были веские причины. И только 5% кадровых перемен случились из-за форс-мажора. В сентябре подал в отставку Михаил Слободин, гендиректор российского «Вымпелкома», после того как Следственный комитет заподозрил его во взяточничестве. Это стало неожиданностью, поскольку «Вымпелком» пролонгировал контракт с топ-менеджером на три года. После ухода Слободина его кресло занял Шелль Мортон Йонсен, который курировал в компании Россию и Италию. Нужно заметить, что именно при Слободине доля рынка «Вымпелкома» по сравнению с другими операторами стала значительно увеличиваться (прирост в 2016 г. составил 0,5%, тогда как у МТС доля снизилась на 0,1%, у «Мегафона» – на 0,4 %).
Руководитель «Северсталь менеджмента» Вадим Ларин и дочернего «Воркутаугля» Вадим Шаблаков в ноябре покинули компании – их также заподозрили во взяточничестве. Расследование началось после взрыва на шахте «Северная» в феврале. Ларин уволился из компании по собственному желанию – на его должность был назначен Александр Шевелев, задача которого снижать издержки и повышать ориентированность на клиентов.
Ориентир на рост и развитие бизнеса
В апреле в «Мегафон» вернулся Сергей Солдатенков, много лет руководивший компанией до прихода Ивана Таврина, который покинул пост гендиректора. Таврин работал на сокращение затрат, а Солдатенкова интересует прежде всего рост и развитие бизнеса. Задача Солдатенкова – вернуть финансовые показатели «Мегафона» на пиковые уровни прежних.
Мы поможем вашей компании преодолеть «потолок» своего роста
Сколько стоит управленец
У топ-менеджеров такого порядка хорошее вознаграждение. Предположительно 1 млн евро может составлять минимальное годовое вознаграждение каждого из трех новых назначенцев-иностранцев – Энрике Фернандеса, главного исполнительного директора «М.видео», Николя Мора, нового президента «АвтоВАЗа» и Педро Перейры да Сильвы, президента «Дикси».
Перестановки в рознице
Большое количество кадровых перемен случилось в крупных розничных сетях – «Дикси», «Магните», «Седьмом континенте», «М.видео». Ритейлеры активно меняют управленческую структуру, чтобы подстроить ее к сокращению потребительского спроса. А менеджеров, которые специализировались на экспансии в регионы и запуске новых магазинов, теперь заменяют на управленцев, которые знают, как сделать более эффективными работающие магазины.
Нефтегазовая сфера
«Роснефть» в рекордно сжатые сроки сменила руководство компании «Башнефть» после покупки. Президент «Башнефти» Алексей Корсик и правление в полном составе были отправлены в отставку сразу после завершения сделки. Новый совет директоров «Башнефти» назначил президентом компании Андрея Шишкина, бывшего до этого вице-президентом «Роснефти» по энергетике. Также был избран новый состав правления, состоящий из менеджеров «Роснефти». Это тактический перехват оперативного управления. Помимо смены управляющей команды также произошел пересмотр договоров с прежними партнерами компании («Лукойл») и проведены проверки в подразделениях.
Заключение:
Главная тенденция 2016 года, которая сохранится в 2017 году, - антикризисных менеджеров меняют на руководителей, акцентирующих внимание на регулярном операционном менеджменте. На тех, кто ориентирован не на снижение издержек, а на рост и развитие компании.