Руководитель Третьяковки Зельфира Трегулова: как сделать так, чтобы на выставки выстраивались очереди?

19.03.2018


Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова возглавляет Третьяковскую галерею почти три года – с 2015 года. До этого она руководила отделом зарубежных связей и выставок Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а еще раньше 12 лет была заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям Музеев Московского кремля и, наконец, руководила Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО».

«Меня огорчали пустые залы в Новой Третьяковке — здании на Крымском Валу, где выставлено русское искусство ХХ века», - вспоминает она. «Я задавалась вопросом: почему на выставки интересных художников не приходят люди». Было очевидно, что галерея нуждается в дополнительном импульсе и необходимости создания программы развития.

Стратегия

В отличие от руководителей большинства музеев, которые были уверены, что с планами по развитию могут разобраться сами, Трегулова была убеждена в том, что этот вопрос лучше доверить экспертам. «Мы объявили международный конкурс, в финал которого вышли три крупных западных компании», - говорит она. «Жюри — в его состав входили ведущие специалисты из России, Европы, США — остановило выбор на британской Event Communications, которая создавала программы развития для Британского музея в Лондоне и Политехнического — в Москве».
Над концепцией развития они трудились вместе: представители Event Communications и AEA Consulting, которые приезжали в Москву, - встречались с руководителями основных подразделений Третьяковки, устраивали мозговые штурмы.
В итоге, они создали лучшую программу развития, которая когда-либо была у наших музеев. «Нам пришлось поменяться самим, трансформировать выставочные пространства, улучшить свое отношение к посетителям», - рассказывает Трегулова. «Но главное — привлечь дополнительное финансирование».


Финансирование

Создавать фандрайзинговую стратегию галерее помогала консалтинговая компания BCG — они помогли внедрить программы корпоративной и индивидуальной лояльности. Поскольку наше законодательство не предусматривает налоговых льгот для меценатов, поэтому стали сами пытаться благодарить спонсоров. Например, ввели карточку «Друг Третьяковки», которую можно купить за 2000—100 000 рублей. Данная карточка дает возможность посещать выставки бесплатно, а также получать скидки в кафе и магазинах музея.
В программе корпоративной лояльности суммы взносов достигают 6 млн рублей в год. Кстати, финансируя галерею, компания инвестирует не только в Третьяковку, но и в своих сотрудников: дает им возможность бесплатно ходить на выставки, а также со скидкой приобретать абонементы.
Ключевая цель трансформации музея состояла в том, чтобы сделать его для людей, а не для музейных работников. «Мы стали тщательнее работать над текстовым сопровождением выставок, — оно должно быть ярким, емким, доходчивым», - рассказывает Трегулова. «Найти нужную форму выражения — задача, над которой мы бьемся. Мы придумали интересный ход с аудиогидами: несколько раз их записывал Вениамин Смехов, и посетители были в восторге».


Сегодня Крымский Вал - одно из самых посещаемых пространств Москвы. Пик посещаемости пришелся на прошлый 2017 год — 950 тыс. человек. Предыдущий рекорд поставлен в 2015-м, когда на выставку Серова пришли 485 тыс. человек.  А в 2018 сотрудники Третьяковки ожидают новый рекорд.

Источник: HBR

Вернуться к списку новостей