По подсчетам аппарата омбудсмена, доля МСП в российском ВВП в прошлом году упала до 19,8% с 20,8% — это уровень 2015 года — и восстанавливаться не собирается. Во второй половине 2020 года отмечался отскок спроса в секторе после провала начала года, но в первом квартале 2021 года положение малого и среднего бизнеса вновь ухудшилось, спрос упал на 13%. По данным опроса ФСО, который цитирует доклад, большинство МСП в ближайшие 2–3 месяца поднимут цены и откажутся от развития бизнеса. По сравнению с опросом годовой давности доля таких предпринимателей выросла в 1,5 раза, пишет РБК.
Некоторые из предлагаемых Борисом Титовы мер:
- Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов, лизинга для пострадавших субъектов МСП (потерявших в 2020 году больше 30% выручки).
- Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы по всем регионам.
- Продлить мораторий на проверки до 2022 года включительно (сейчас действует до конца 2021 года).
- Ослабить ограничения на привлечение сотрудников из стран ближнего зарубежья.
- Компенсировать компаниям МСП стоимость тестов на антитела и тестов ПЦР, расширить работу мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
- Продлить компенсационные меры на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗы).
- В случае объявления локдауна, каникул или длинных выходных оплачивать простой сотрудников за счет государства — напрямую, минуя работодателя.
- Заморозить рост тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года.
Тактические меры помощи бизнесу действуют, следует из самого доклада: в прошлом году была программа ФОТ 2.0 (льготное кредитование со списанием долгов при сохранении численности персонала), работали моратории на проверки и банкротство. А на ПМЭФ-2021 уже сам Путин объявил о пилотном освобождении общепита от НДС (поручение вышло на минувших выходных), смягчении антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидировании ставки эквайринга в СБП, расширении госзакупок и гарантий. Льготное кредитование хотя бы позволило бизнесу выжить — правда, при этом перенесло его текущие проблемы на еще менее определенное будущее.
Но в системной части нового доклада есть примерно те же общие места, что и в докладе 2020 года, и в докладе 2019 года, следует из публикации РБК. Титов снова пишет, что необходимо снижать административную нагрузку на бизнес, перестраивать налоговую систему и снижать налоговую нагрузку, ограничивать тарифы монополий и стимулировать спрос.