Оплачивать нерабочие дни и локдауны из бюджета, а не из кармана предпринимателя предложит омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе главе государства

28.06.2021

По подсчетам аппарата омбудсмена, доля МСП в российском ВВП в прошлом году упала до 19,8% с 20,8% — это уровень 2015 года — и восстанавливаться не собирается. Во второй половине 2020 года отмечался отскок спроса в секторе после провала начала года, но в первом квартале 2021 года положение малого и среднего бизнеса вновь ухудшилось, спрос упал на 13%. По данным опроса ФСО, который цитирует доклад, большинство МСП в ближайшие 2–3 месяца поднимут цены и откажутся от развития бизнеса. По сравнению с опросом годовой давности доля таких предпринимателей выросла в 1,5 раза, пишет РБК.

Некоторые из предлагаемых Борисом Титовы мер:

  1. Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов, лизинга для пострадавших субъектов МСП (потерявших в 2020 году больше 30% выручки).
  2. Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы по всем регионам.
  3. Продлить мораторий на проверки до 2022 года включительно (сейчас действует до конца 2021 года).
  4. Ослабить ограничения на привлечение сотрудников из стран ближнего зарубежья.
  5. Компенсировать компаниям МСП стоимость тестов на антитела и тестов ПЦР, расширить работу мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
  6. Продлить компенсационные меры на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗы).
  7. В случае объявления локдауна, каникул или длинных выходных оплачивать простой сотрудников за счет государства — напрямую, минуя работодателя.
  8. Заморозить рост тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года.

Тактические меры помощи бизнесу действуют, следует из самого доклада: в прошлом году была программа ФОТ 2.0 (льготное кредитование со списанием долгов при сохранении численности персонала), работали моратории на проверки и банкротство. А на ПМЭФ-2021 уже сам Путин объявил о пилотном освобождении общепита от НДС (поручение вышло на минувших выходных), смягчении антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидировании ставки эквайринга в СБП, расширении госзакупок и гарантий. Льготное кредитование хотя бы позволило бизнесу выжить — правда, при этом перенесло его текущие проблемы на еще менее определенное будущее.
Но в системной части нового доклада есть примерно те же общие места, что и в докладе 2020 года, и в докладе 2019 года, следует из публикации РБК. Титов снова пишет, что необходимо снижать административную нагрузку на бизнес, перестраивать налоговую систему и снижать налоговую нагрузку, ограничивать тарифы монополий и стимулировать спрос.

Источник: РБК

Вернуться к списку новостей