Власти все больше вмешиваются в работу российского сегмента интернета: «Яндекс» в своем годовом отчете причисляет это к политическим рискам и называет одной из угроз для развития бизнеса компании.
Опасные законы
Интернет-компания «Яндекс» во вторник, 22 марта, выпустила отчет по итогам 2015 года: в разделе «Риски» она сообщила, что действия российских властей можно трактовать как «политически мотивированные». Несмотря на то что «Яндекс» придерживается «принципа политической нейтральности», бизнес компании чувствительно реагирует на законодательные инициативы, говорится в отчете. «Публичные компании обязаны рассказывать инвесторам о любых изменениях в сфере регулирования, которые могут повлиять на работу компании и ее сервисов, а также описывать все риски, даже гипотетические», — пояснила представитель «Яндекса» Анна Иванова-Галицина.
В частности, речь идет о новых законодательных инициативах прошлого года. К примеру, в феврале 2016 года в Госдуму был внесен законопроект о регулировании сегмента новостных агрегаторов: в нынешней версии документа есть, к примеру, запрет на владение иностранцами более чем 20% сервиса, аудитория которого превышает 1 млн человек.
«Если это предложение в его текущей версии будет принято, оно существенно повлияет на «Яндекс.Новости» и другие сервисы (...) В частности, нам придется выделить дополнительные ресурсы на приведение структуры владения сервиса в соответствие с новыми регуляторными нормами, изменить принцип операционного управления сервисом или вовсе отказаться от «Яндекс.Новости», — указывается в отчете «Яндекса». «Яндекс.Новости» работают по автоматическому алгоритму, но остаются сторонники идеи, что сервис «отражает определенные политические взгляды и задает определенную политическую повестку», говорится в отчете компании.
Регулирование может повлиять на работу и другого сервиса «Яндекса» — «Яндекс.Маркет». В 2015 году Роспотребнадзор предложил наделить товарные агрегаторы дополнительной ответственностью перед покупателями товаров, которые размещены на этих платформах: к примеру, ведомство хочет наказывать площадки за недостоверную информацию о товаре. Если инициатива Роспотребнадзора будет принята, «придется изменить суть работы наших сервисов, включая «Яндекс.Маркет», и оплатить соответствие новым требованиям», подчеркивает компания.
В своем отчете «Яндекс» также напоминает о попытках властей отрегулировать рынок онлайн-сервисов такси, ведущим игроком которого в России сейчас является «Яндекс.Такси» (по данным Московской торгово-промышленной палаты, доля сервиса перевозок «Яндекса» в столице составляет около 60%. — РБК). Так, в августе 2015 года «Яндекс.Такси» проверяла ФАС, а в начале этого года московская мэрия грозила запретом его конкуренту Uber. Вмешательство в сферу такси может обернуться, в частности, дополнительными расходами, отмечается в отчете.
Опасные рынки
«Яндекс» также предупредил инвесторов, что на бизнесе компании может сказаться дальнейшее обострение российско-украинских и российско-турецких отношений. Переход турецкого рынка в зону рисковых произошел в прошлом году — после того как турецкие ВВС сбили российский штурмовик в районе турецко-сирийской границы. В 2015 году Владимир Путин ввел ограничения в отношении импорта турецких продуктов в Россию и работы турецких компаний на российском рынке, а также ограничил авиационное сообщение между странами.
Помимо затянувшегося политического конфликта на Украине с начала 2016 года вступили в силу ограничения на ввоз украинской продукции в Россию и был отменен режим свободной торговли. До сих пор меры, которые предпринимали российские власти, никак не затрагивали работу «Яндекса» в Турции и на Украине, отмечается в годовом отчете компании. Однако если эти страны примут ответные меры против России или российских компаний, негативные последствия для бизнеса «Яндекса» могут наступить.
Сейчас у «Яндекса» на Украине и в Турции работают адаптированные под местные рынки поисковые системы. Поисковая доля «Яндекса» в Турции с марта по сентябрь 2015 года выросла с 1,8 до 4,8% (данные Statcounter), но к февралю 2016 года снизилась до 3,4% (сам «Яндекс» приводит данные comScore, согласно которым поисковая доля в Турции на десктопах в январе составляла 6,6%. — РБК). По данным Liveinternet, доля «Яндекса» на Украине за последний год снизилась с 32,8% до 31%, российская компания по-прежнему уступает первенство Google (61,3% по состоянию на февраль).
В качестве риска для бизнеса «Яндекс» упоминает в отчете и санкции, введенные Западом против России из-за конфликта на юго-востоке Украины. Несмотря на то что санкции не затрагивают непосредственно головную структуру «Яндекса», в декабре 2015 года Министерство финансов США внесло «дочку» интернет-гиганта и Сбербанка — «Яндекс.Деньги» — в список компаний, попавших под секторальные санкции (они не запрещают американским контрагентам работать с компаниями под санкциями, но ограничивают им доступ к западному финансированию).
Представитель «Яндекс.Деньги» Евгения Арнаутова объяснила РБК, что компания не занимается привлечением финансирования, поэтому санкции не скажутся на ее бизнесе. Тем не менее «Яндекс» в отчете предупреждает, что санкции могут привести к волатильности и снижению ликвидности акций компаний, бизнес которых находится в России, то же касается и самого интернет-гиганта.