В прошлом году в России стали заводить больше уголовных дел по экономическим статьям. Возможно, это связано с упрощением процедуры их возбуждения, считает эксперт
В 2015 году, впервые за несколько лет, количество возбужденных уголовных дел по «экономическим» статьям (ст.159–159.6, 160, 165, 169–199.2 УК РФ) Уголовного кодекса возросло, следует из информации Генпрокуратуры РФ, предоставленной в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году общее количество возбужденных уголовных дел по «экономическим» статьям увеличилось на 22%, до 234,6 тыс. Рост по статье «Мошенничество» (ст.159–159.6) составил 17,2%, около 165 тыс. дел. Надо учитывать, что эти дела заводятся далеко не только в отношении предпринимателей.
До суда в России доходит меньше четверти возбуждаемых уголовных дел. Правда, и здесь наблюдается тенденция к росту: по данным судебного департамента Верховного суда РФ, за первое полугодие 2015 года в суды было передано на 6,6% больше уголовных дел, чем за аналогичный период 2014 года (статистики за весь 2015 год пока не опубликовано).
Сергей Таут, руководитель аппарата общественного омбудсмена по вопросам, связанным с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, говорит, что понять, сколько дел из числа возбужденных связано с предпринимательской деятельностью, очень сложно: «Точных цифр вам назвать никто не сможет, поскольку дела заводят подразделения МВД, Следственного комитета и даже ФСБ». В «Опоре России» РБК сказали, что не зафиксировали в 2015 году по сравнению с 2014 годом роста числа обращений предпринимателей в связи с уголовным преследованием.
Число дел могло вырасти, в частности, из-за того, что была упрощена процедура их возбуждения, считает председатель коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Владимир Горелик: «До 2015 года уголовное дело за неуплату налогов можно было возбудить только после вступления в силу акта налогового органа, а теперь для этого достаточно информации, которую следователь получил в рамках оперативно-разыскной деятельности». Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в январе 2016 года в интервью «Российской газете» рассказывал, что число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, в 2015 году возросло на 68%.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых рассказал РБК, что в 2015 году из 170 поступивших ему жалоб предпринимателей 19 были на действия органов дознания и следствия. «В 80% случаев уголовные дела возбуждаются, когда предприниматель вступает во взаимоотношения с бюджетом: выполнение государственных контрактов, неуплата налогов, — рассказывает Вязовых. — При этом не принимается во внимание то, что при исполнении контрактов должны действовать нормы гражданского, а не уголовного права». В 2014 году ему поступило 16 жалоб на действия правоохранительных органов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов сообщил РБК, что в 2015 году 22% из 274 жалоб предпринимателей было связано с деятельностью правоохранительных органов: «Чаще всего бизнесмены жаловались на необоснованное уголовное преследование, нарушения при доследственных проверках, отказы в возбуждении уголовных дел по заявлению предпринимателей».
Александр Прасолов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртии, рассказал РБК, что больше всего правоохранительные органы республики интересуют субсидии, предоставленные местным Минсельхозпродом: «В 2015 году от правоохранительных органов поступило 30 обращений в отношении предпринимателей, получивших средства бюджета. Письменных жалоб от предпринимателей поступают единицы, но многие жалуются устно, опасаясь негативных последствий при подаче официальной жалобы».
В 83% случаев возбуждение уголовного дела приводит к тому, что предприниматель полностью или частично теряет бизнес, говорил в обращении Федеральному собранию 3 декабря 2015 года президент Владимир Путин.
ФСБ, СКР и МВД на запрос РБК не ответили.