Кризисные пряники

20.02.2016

Льготы, бонусы и дополнительные возможности часто эффективнее удерживают старых сотрудников и привлекают новых, чем высокая зарплата.

В «кафетерий» за льготами

Когда экономика чувствует себя неважно, социальная поддержка становится особенно актуальной. Опытные HR-специалисты в такие периоды не только не сокращают социальный пакет, но и придумывают новые льготы и стимулы для своих работников.

Компания «Кантата», занимающаяся розничными продажами чая и кофе, как и вся розница, вынуждена решать проблему текучки кадров. За каждый проработанный год сотрудник получает символическое кофейное зерно. Пять зернышек, или пять лет работы, обмениваются на золотые серьги, а десять лет работы в компании награждаются подвеской с бриллиантом. Поскольку все продавцы в компании — женщины, то золотые украшения являются желанным подарком.

В прошлом году новый проект для сотрудников под названием «Кафетерий льгот» был запущен в МТС. Руководитель направления PR-департамента компании Артем Попов рассказал, что сначала «кафетерий» открылся в нескольких подразделениях, а после успешного внедрения был распространен на все филиалы сети.

«Кафетерий льгот» — это возможность выбрать компенсационный пакет на оплату каких-либо услуг или товаров. За каждым сотрудником закреплена фиксированная сумма, ее размер одинаков для всех вне зависимости от должности и стажа работы в МТС. Потратить льготные деньги можно по желанию: на выплату кредитов, медицинские услуги, страхование, спорт, отпуск или обучение детей, билеты в театры и на концерты или даже на оплату своих обедов в офисе — всего 20 позиций. По информации МТС, на первом месте по популярности находится компенсация питания (32%), на втором — погашение кредитов (30%), на третьем — покупка медикаментов (15%). Надо учитывать, что в базовом пакете сотрудника МТС уже есть полис ДМС, страховка от несчастных случаев, оплаченная мобильная связь и корпоративное образование.

В 2015 году сотрудников МТС стали стимулировать покупать акции компании — 10% от их стоимости возвращается в виде бонусов. 

Примерить роль

А вот «Евросеть» превратила своих продавцов в геймеров. Каждый из 12 тыс. сотрудников имеет своего виртуального двойника-супергероя для участия в корпоративной игре Best$eller. В личном кабинете можно отслеживать свой игровой прогресс. Результаты игры напрямую зависят от реальных успехов в области продаж, итоги подводятся раз в полгода. Самые успешные игроки получают деньги. По результатам акции 3,3 тыс. продавцов стали участниками Best$eller Party, а 50 лучших не только повеселились на пати, но и получили денежные призы.

В компании «Связной» можно прославиться среди коллег, если поработать диджеем или стать гостем радиопрограммы, — присутствием на страницах корпоративной газеты или журнала никого уже не удивишь. В «Связном» создали собственную радиостанцию: все о новых гаджетах и акциях сотрудники компании узнают из ее передач. Радио «Связной» включают более чем в 90% торговых точек и офисов компании, онлайн-передачи слушают свыше 23 тыс. человек, что делает корпоративный канал связи еще и эффективным рекламным носителем. В «Связном» подсчитали, что собственная радиоволна помогла сэкономить на создании рекламных роликов 80%.

Солидарная система

Социальная поддержка, которую предлагает своим работникам российское подразделение фармкомпании Gedeon Richter, не выглядит очень оригинальной, зато отлично работает. Больше 60% сотрудников, по словам начальника отдела по персоналу «Гедеон Рихтер-РУС» Елены Лактюхиной, трудятся здесь не менее пяти лет.

Помимо бесплатных обедов и мобильной связи, что встречается пока довольно часто, компания оплачивает новым сотрудникам, прибывшим из других регионов, аренду квартиры. Тем, кто хочет обзавестись собственной недвижимостью, «Гедеон Рихтер-РУС» может выдать беспроцентный кредит. «Это не первый взнос, а более серьезная сумма. Такие кредиты хорошо работают на удержание ценных сотрудников. Кредит выплачивается не менее двух лет», — подчеркивает Елена Лактюхина. У каждого сотрудника есть возможность воспользоваться так называемым фондом солидарности, который поддерживается из средств компании. Например, сотрудника необходимо было срочно госпитализировать в столичную клинику, когда он находился в Подмосковье. «Нужен был реанимационный автомобиль, и нам выставили счет: примерно 150 тыс. руб. Мы взяли деньги из фонда», — рассказывает Лактюхина. Как правило, средства требуются для срочной операции или лечения кого-то из сотрудников или его ближайших родственников. «Экстренными» деньгами может воспользоваться любой, они предоставляются в тот же день, а возвращать их не требуется.

Банк идей

Компания «БиоВитрум» (медицинское и лабораторное оборудование) предоставляет своим сотрудникам возможность реализовывать свои самые смелые «футуристические» идеи в рамках задач, выполняемых организацией. Сотруднику, чья идея или проект признаются перспективными, помогают подготовить бизнес-план, предоставляют маркетинговые, технологические, финансовые ресурсы.

А в компании Good Wood (строительство деревянных домов) любой сотрудник может зарабатывать больше, чем самый высокооплачиваемый топ-менеджер. Добиться этого можно, предложив и проработав идею по увеличению прибыли. «Если это происходит за счет сокращения издержек, то сотруднику выплачивается сумма оптимизации затрат. Такой возможностью пользуются как офисные сотрудники, так и работники производства и строители», — рассказывает директор департамента по работе с персоналом корпорации Good Wood Анна Канова.

Физкульт-привет

Руководство маркетинговой группы «Текарт» поощряет дружбу между сотрудниками с помощью выездов на экскурсии и активной спортивно-походной программы. Как объясняет генеральный директор «Текарта» Илья Никулин: «Мы работаем над проектными моделями, которые предполагают множество горизонтальных связей. Чем больше между сотрудниками нормальных человеческих отношений, тем проще всем работать». Для налаживания таких отношений сотрудники «Текарта» группами отправляются в туристические поездки на четыре-пять дней. Раньше ездили в Европу, теперь в связи с ростом курса евро все больше выбирают Россию. Схема такова: экскурсанты покупают билеты на самолет и бронируют гостиницу, а «Текарт» тут же компенсирует им стоимость проживания в отеле в центре города. Каждый сотрудник имеет право выехать в такую поездку один-два раза в год; кроме того, группа не должна быть многочисленной — максимум восемь человек.

Клуб аутдор-туризма работает в «Текарте» постоянно. В прошлом году группа коллег прошла маршрут на Алтае, в этом году запланирован Кольский полуостров. На майские праздники все желающие отправляются в короткие походы, летом устраивается короткое водное путешествие для родителей с детьми.

Источник: РБК

Вернуться к списку новостей