Россия пожертвует добычей нефти

30.01.2016

«Сейчас страны ОПЕК пытаются созвать заседание с участием представителей стран ОПЕК и вне-ОПЕК <...> Мы со своей стороны подтвердили возможность нашего участия в такой встрече», – сказал Новак. Впрочем, Bloomberg со ссылкой на четырех делегатов ОПЕК передал, что переговоров между Россией и ОПЕК пока не запланировано. Представитель ОПЕК не ответил на запрос «Ведомостей».

В среду вечером Новак обсуждал возможное сокращение добычи с руководителями российских нефтяных компаний, рассказали два чиновника. Речь шла о снижении на 3–5% к уровню 2015 г., т. е. на 16–26,7 млн т, говорят сотрудники двух нефтяных компаний. Окончательного решения не принято, добавляет один из них. Возможно, это произошло потому, что на встрече не присутствовал президент «Роснефти» Игорь Сечин. Госкомпанию представлял его зам по экономике и финансам Святослав Славинский. А без Сечина решение невозможно, передало Reuters со ссылкой на одного из участников совещания. На «Роснефть» приходится 40% добываемой российской нефти. Не было и президента «Лукойла» Вагита Алекперова, сказал «Ведомостям» участник встречи. Никаких поручений снижать добычу не было, пока идет общая дискуссия, говорит источник, близкий к правительству. Представители курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича, «Роснефти» и «Лукойла» от комментариев отказались.

Представители Минфина, «Газпром нефти» и «Башнефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Добыча нефти в России росла в последние шесть лет (см. график) и достигла пика в 2015 г. Экспорт сырья в прошлом году подскочил на 9%. Но в этом году компании планируют снизить прокачку нефти за пределы страны по системе «Транснефти» на 6,4%. Большая часть российской нефти продается за рубежом на спотовом рынке, говорит замначальника управления рынка акций «Велес капитала» Василий Танурков. Если добыча сократится, долгосрочные контракты – например, «Роснефти» с CNPC – пострадать не должны, считает он.

Минэнерго ранее заявляло, что добыча в этом году останется на уровне 2015 г. Но нефтяники парировали, что при низких ценах добыча упадет уже в этом году, рассказывает один из консультантов. Компании будут снижать производство, подтверждает сотрудник одной из нефтяных компаний. «В такой ситуации России, конечно, выгоднее заявить, что мы сами планируем снижать добычу вместе с ОПЕК», – говорит консультант. Это будет важным сигналом, который может привести к росту цен на нефть, отмечают оба собеседника «Ведомостей». На заявлении Новака нефть Brent уже подорожала на 5,6% до $35,17/барр., но затем на 21.30 мск опустилась до $34,08.

Снизить производство нефти в России нетрудно – у нас происходит естественное падение добычи и нужно просто не бурить новые скважины, говорит сотрудник одной из нефтяных компаний. Ежегодно в России вводится около 3000 новых скважин, которые дают 25–30 млн т нефти. То есть естественный спад добычи в целом по стране – 5–6%, отмечает аналитик UBS Максим Мошков. При этом естественное падение в Западной Сибири превышает 10% в год.

В 2016 г. запускаются новые крупные месторождения, а на некоторых резко растет добыча: Приразломное и Новопортовское «Газпром нефти», им. Требса и Титова «Башнефти», им. Филановского и Имилорское «Лукойла», вышло на полную мощность Ярудейское месторождение «Новатэка», продолжает Мошков. Благодаря им добыча в 2016 г. вырастет на 9–10 млн т. Новые месторождения, как правило, имеют налоговые льготы, поэтому задержка их освоения невыгодна для компаний. Добыча же на зрелых месторождениях сокращается у всех производителей, говорит Мошков. Если государство и компании договорятся, то снижение произойдет скорее всего за счет менее рентабельных зрелых месторождений. Но восстановить добычу на них будет весьма затратно, отмечает аналитик.

По оценке ОПЕК, избыток нефти на рынке сейчас составляет 2 млн барр./сутки. Это как раз по 5% добычи России и ОПЕК, говорит Танурков. Впрочем, в хранилищах стран ОЭСР хранится еще 3 млрд барр. нефти. Чтобы их израсходовать, потребуется как минимум год, замечает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Заявление о сокращении добычи даже без практического воплощения может повлиять на оценки спроса и предложения участников рынка и поддержать цены, считает Мошков: «В любом случае подобная тактика будет менее затратна, чем реальное сокращение добычи или повышение налогов, как для государства, так и для производителей нефти».

Источник

Вернуться к списку новостей