Как не провалиться в токсичную экономику

25.04.2018

Aнализ недавних случаев неправомерных действий компаний финансового сектора показывает, что они возникают не по вине отдельных сотрудников и не из-за плохо налаженных внутрикорпоративных связей, а из-за глобальных организационных сбоев, связанных с культурой компании. Фундамент этой причины можно назвать «культурный капитал». Что же такое культурный капитал? К нему можно отнести активы, которые определяют результат и способ деятельности компании.  Его можно сравнить с физическим капиталом (оборудование, недвижимость и прочее имущество), с человеческим капиталом (совокупность знаний и навыков работников) или с репутационным капиталом (стоимость франшизы и узнаваемость бренда). В организации с культурным капиталом высокого уровня риск нарушений низкий, а организационные структуры, процессы, формальные программы вознаграждения и желаемые бизнес-результаты соответствуют установленным в компании ценностям.

Кроме того, в компаниях с низким культурным капиталом схема бизнес-процессов не отражает того, как «на самом деле ведутся дела». Правила соблюдаются лишь формально. Это все повышает риск возникновения нарушений и с течением временем наносит потенциальный ущерб компании и отрасли в целом.

С точки зрения экономики возникает вопрос: если риск нарушений неблагоприятен для компаний, почему они не инвестируют в культурный капитал и сами не пытаются снизить этот риск? Почему необходимо вмешательство регулирующих и надзорных организаций?

Так почему бы компаниям не начать активнее инвестировать в культурный капитал? Традиционная экономическая теория предлагает несколько объяснений. Уровень культурного капитала фирмы может быть ниже оптимального из-за различных изъянов рынка. Три широко известных причины — внешние эффекты, проблема принципала-агента и неблагоприятный отбор — помогут объяснить, почему сохраняется риск возникновения нарушений.

Внешние эффекты
Это влияние, которое сделка между продавцом и покупателем оказывает на третьих лиц, не имеющих к ней отношения. Например, если при производстве продукта компания загрязняет окружающую среду, расплачивается за это не контрагенты, а общество.

Проблема принципала-агента
Проблема принципала-агента возникает, когда мотивация работников не соответствует более широким интересам руководства или акционеров. Это может привести к чрезмерным рискам, недостатку инвестиций в механизмы снижения и контроля за ними, а также нацеленности на краткосрочные результаты в ущерб долгосрочным. Подумайте над мотивацией вашего трейдера, который получает свой процент за краткосрочную прибыль, и совсем не думает о том, что ждет компанию в будущем.

Неблагоприятный отбор
Компании с культурным капиталом относительно низкого уровня могут привлекать и удерживать сотрудников и клиентов, более склонных к неоправданным рискам и нарушению внутренних границ и методов управления. Кроме того, высококвалифицированные директора, руководители и сотрудники обычно отказываются от работы и сотрудничества с такими компаниями, что в итоге приводит к полному исчезновению культуры компании.

Источник: HBR

Вернуться к списку новостей