Почему обычно сотрудники не рады внедрению нововведений за неделю? Ответ очевиден. По той же причине, что сейчас не довольны руководители госструктур, прочитавших директиву первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что они должны добиваться предпочтений для российского софта при госзакупках. Согласно указанию Шувалова, закупать иностранный софт госкомпании смогут только в случаях, если в реестре нет аналогов или они неконкурентоспособны по тем или иным характеристикам. При этом госкомпания должна будет в течение семи дней публично обосновать свой выбор в пользу импортного ПО. Срок не реальный, - как утверждают многие ИТ-директора. Госкомпании (в частности «Аэрофлот») ответили, что немедленно выполнить эти требования без риска остановки их IT-систем они не могут.
Сотрудник секретариата Шувалова подтвердил, что тот поручил госкомпаниям организовать заседания советов директоров, посвященные переходу на закупки российского ПО. Представителям государства поручено голосовать за внесение в положения о закупочных процедурах компаний изменений. В частности, одним из требований к закупаемому ПО должно стать его наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Обойти это правило – закупать только то, что есть в реестре, – можно в двух случаях: если в реестре нет аналогов или они неконкурентоспособны по тем или иным характеристикам. В обоих случаях госкомпания должна в течение семи дней публично обосновать свой выбор в пользу импортного софта. Те же правила распространяются и на «дочек» госкомпаний.
С одной стороны, импортозамещение – вещь хорошая. Но важно, помнить, что оно не должно снижать качество ПО и увеличивать затраты оператора. О рисках таких нововведений уже предупреждал Сбербанк: его старший вице-президент Никита Волков писал в Минкомсвязи, что ограничение поставит госкомпании в неравные условия с коммерческими. Более того, директивы, а не рекомендации, как правило, вызывают негативную реакцию.