В бизнесе, как и в человеческом организме, иногда возникают сбои. Мы простужаемся, потом судорожно избавляемся от боли в горле, насморка и кашля. Но любой профессиональный доктор скажет точно, что начинать лечение нужно с устранения причины — вируса, одним словом. Давайте проведем аналогию с бизнесом и поймем, с какими основными причинами приходится сталкиваться в каждом деле.
Мы не просто так взяли для сравнения человеческий организм. Он как нельзя лучше демонстрирует бизнес-процессы и варианты решения проблем. Представьте, что у больного в течение длительного времени наблюдаются симптомы. И он регулярно пьет одни и те же таблетки, которые когда-то давно прописал доктор. Согласитесь, ситуация довольно часто встречается в реальной жизни.
Не обращаясь к профессионалу, человек продолжает заниматься самолечением, принимая лекарства, которые лишь на время останавливают процесс. Потом все равно становится плохо, если не хуже. А все дело в том, что лечение не соответствует диагнозу. Пневмонию ведь не вылечить лекарством от кашля. Это ясно. И в таком случае, поверьте, последствия могут быть самые ужасные. Конечно, человеческое здоровье важнее любых работ, но все же бизнес тоже требует регулярного анализа. Нашел проблему, вывел диагноз — смело лечи!
Но есть еще одна удивительная деталь: место проявления «симптомов болезни» может совершенно не совпадать с местонахождением их реальной причины. Поэтому так важно бить сразу в корень зла, а не продолжать симптоматическое лечение. Иначе одни и те же проблемы будут преследовать ваш бизнес не год, и даже не два.
Обманки бизнеса
Мы выявили около пятидесяти симптомов, которые проявляются в различных бизнес-сферах. Наиболее часто, по нашему опыту, встречаются такие проблемы, как:
- снижение продаж;
- непродуктивный маркетинг;
- отсутствие прибыли
- текучка персонала;
- низкая эффективность работы сотрудников.
Стакиваясь с внушительным списком симптомов, руководитель начинает решать проблему следующим образом:
- Мне нужно увеличить продажи — я нанимаю больше продавцов, меняю коммерческого директора или иду к консультантам по продажам;
- Мне нужно, чтобы маркетинг работал — я нанимаю именитого подрядчика, ввожу KPI для маркетолога или иду к консультантам по маркетингу.
В общем, схема ясна, и повторяется она независимо от причины: работаем над количеством – не помогло, работаем над качеством – не сработало, обращаемся к консультантам – опять нет результата. Вывод – «вся жизнь – боль…». Вот только мы уже сказали, что настоящая причина болезни чаще всего находится совершенно в другом месте. И при правильном диагнозе можно преодолеть «неизлечимую болезнь» бизнеса, найти точку кратного роста. В то время как новые механизмы, внедряемые по месту нахождения симптома, конечно, помогут решить вопрос – например, увеличить продажи, но только на некоторое время. Как показывает практика, уже через месяц или, в лучшем случае, через полгода компания оказывается в том же положении — проблема не решена.
Даже если продажи растут в течение года, основная причина все равно заявит о себе. Заказы есть, компания сначала работает слаженно, но вот продажи увеличиваются, а служба доставки не справляется с объемами. Соответственно, клиенты остаются недовольными — снижается рейтинг организации. В итоге, продажи снова падают — организм отправляется на койку в больницу.
И выясняется, что больной уже как год ходит с диагнозом, о котором вы и подумать не могли. Реальная причина может заключаться в том, что у отдела сбыта основное время уходит на согласование документов внутри компании, на функции закупки, или кадры недолго задерживаются в компании, или руководство постоянно меняется. Возможно, окажется, что качество продукта подводит, нечетко сформулировано ценностное предложение или логистика дает сбои, из-за чего страдает работа всей команды. Или как в ситуации «горе от ума» – количество идей зашкаливает, постоянно что-то внедряется и меняется, и не дает бизнесу твердо встать на ноги.
И пока настоящая причина не определена и не вылечена, бороться с симптомами придется до бесконечности.
Может у Вас сердце шалит?
Сейчас расскажем о наиболее частых причинах «болезни». С первого взгляда незаметные «очаги воспаления» регулярно подставляют руководителей, заставляя придумывать все новые решения, ликвидировать все новые симптомы, проявляясь то тут, то там. К ним можно смело отнести:
- недостаточно проработанную систему мотивации;
- низкую вовлеченность персонала;
- демотивацию сотрудников общей ситуацией в компании;
- непонимание стадии развития компании;
- избыточное зарегулирование или напротив отсутствие формализации и описанных бизнес-процессов;
- отсутствие четко осознанной и сформулированной стратегии, и отсутствие у сотрудников понимания, «куда бежим»;
- отсутствие или нарушение коммуникаций между подразделениями, сотрудниками;
- неверное определение ситуации на рынке.
Кроме того, многие компании просто не используют свои ресурсы. Оборотные средства, «замороженные» в большом объеме запасов, потери из-за неэффективности основных процессов, неиспользуемый потенциал сотрудников... Отсюда и появляются симптомы снижения продаж и прочие проблемы.
Всем в больницу за диагнозом
Итак, чтобы улучшить состояние своего бизнеса, нужно сначала найти «узкое» место. И только после этого действовать. Но процесс это не быстрый. Решив одну проблему, возможно, вы столкнетесь со следующей - уже в другом месте.
Чтобы наглядно представить, как это работает, можете нарисовать трубу с переменным диаметром. Выделите в ней самое узкое место, а затем расширьте его. Что в результате? Проблема не исчезла, она просто сменила свой адрес. Для того, чтобы процесс пошел без сбоев и затыков, необходимо выровнять диаметр всей трубы. Иными словами, необходимо отрегулировать и согласовать между собой все бизнес-процессы, иначе больной так и пролежит всю жизнь на койке.
Лечите свой бизнес правильно и не забывайте о том, что сначала нужно выявить причину, а уже потом устранять следствия.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()