Траблшутинг: решить нерешаемое

01.01.1970

Эксперты отмечают, что российские консультанты неплохо разбираются в экономической ситуации в стране, умеют широко мыслить, знают механизмы западной рыночной экономики, некоторые имеют опыт работы за рубежом.

При этом по гибкости мышления наши консультанты нередко превосходят своих западных коллег. Видимо, потому что нестандартные ситуации в России встречаются гораздо чаще, нежели в цивилизованной Европе.

Тем не менее, традиционный консалтинг теперь уже не воспринимается как панацея от всех бед. По большому счету, так оно и есть: каждая ситуация требует индивидуального подхода, поиска единственно верного решения.

Поэтому гуру консалтингового бизнеса на Западе предлагают новые формы и методы работы. Некоторые из них в России ещё в новинку, хотя там, «у них», они уже обыденны.

Не только советовать, но и делать

О традиционном консалтинге мы уже писали в нашем блоге. Там мы попытались разобраться, почему он не всегда работает. А также дали рекомендации по поводу того, как сделать, чтобы консалтинг принёс максимальный эффект. Поэтому не будем повторяться.

В той же статье в качестве альтернативы традиционному консалтингу был упомянут интерим-менеджмент как оперативное практическое решение бизнес-проблем путём привлечения опытных высококлассных руководителей высшего звена на короткий срок.

Интерим-менеджеров иногда называют спасателями. Они не только дают советы, но и сами внедряют свои рекомендации.

Когда проблема решена, интерим-менеджер слагает свои полномочия и уходит, а вам остаётся построенная им система, и сотрудники, умеющие в ней работать.

Критерий качества его работы – не многостраничный отчёт с рекомендациями, а конкретный результат, выраженный, например, в росте прибыли.

По такому же принципу работает эдвайзинг. В этой форме консалтинга процессы внедрения необходимых изменений и обучения сотрудников компании происходят одновременно. В отличие от интерима эдвайзинг применяется не в случае пожарных ситуаций, а когда надо, например, перестроить деятельность компании. Эдвайзинговое управление может действовать на предприятии довольно длительное время.

В итоге руководство и сотрудники компании получают не только инструмент, но и опыт его применения.

Не выходя из тени

Сейчас активно развивается и еще один инструмент консалтинга — траблшутинг. В России о нем знают далеко не все руководители и бизнесмены. Тому есть особые причины.

Траблшутинг (troublе shooting) переводится как «отстрелить, убить, уничтожить неприятность». Задача консультанта-траблшутера — найти источник проблемы и ликвидировать его.

Траблшутеры редко афишируют себя и не разглашают имена своих клиентов. Их передают, что называется, с рук на руки, рекомендуя только самым близким коллегам.

Траблшутеров называют специалистами по решению задач, которые решить невозможно. А они их решают. Причем так, что никто и никогда даже не заподозрит, что компания привлекала к работе стороннего специалиста. Коллеги и конкуренты будут уверены, что руководство фирмы самостоятельно нашло выход из безвыходной, казалось бы, ситуации.

Или, когда в компании надо реализовать непопулярные решения, не замарав при этом имидж первого лица. Например, существенно сократить персонал. Траблшутер в такой ситуации забирает весь негатив на себя. Руководитель с треском выгоняет траблшутера из компании, и оставшиеся «в живых» сотрудники воспринимают его как спасителя.

Поэтому траблшутеры имеют в бизнес-кругах особую ценность.

Когда молчание - золото

Траблшутинг работает в бизнесе любого направления и размера. Траблшутеров привлекают, когда проблема кроется не в недостатке финансов, отсутствии специалистов нужного профиля или срыве сроков исполнения договора, а сидит где-то внутри компании, причём так, что не очень непонятно, в чем её суть, и где искать выход.

Траблшутеры в отличие от традиционных бизнес-консультантов не пишут отчётов, не замыкаются в рамках реализации проекта, не устраивают долгих тренингов.

В интернете гуляет немало примеров работы траблшутеров, позволяющих понять специфику этой профессии. Вот один из них, правда, не российский, но сути это не меняет.

В некоей компании случился конфликт между руководством и профсоюзом. Со временем он зашёл в полный тупик. Каждая из сторон стояла на своём, диалог не получался. Компания несла колоссальные убытки.

Стороны сумели договориться лишь о том, что пригласят траблшутера. Очень дорогого, час работы которого стоит несколько сотен тысяч долларов. Оплата начиналась с момента его выхода из дома и заканчивалась моментом возвращением домой.

Для экономии времени траблшутера доставили в офис компании на вертолёте.

Трабл попросил поставить два стола, а между ними - барный стул. За столы усадил представителей администрации и профсоюзов, сам сел на барный стульчак. И молчит, улыбается - то одной стороне, то другой.

Молчит пять минут, десять. За столами начинают шептаться: ведь каждая минута молчания консультанта стоит компании приличных денег. Трабл же продолжает молчать и улыбаться. На 20-й минуте администрация и профсоюз начинают вместе обсуждать, что со всей этой ситуацией делать. Ещё через 25 минут они договариваются, как им уладить свой конфликт.

Траблшутер встаёт со стула, произносит: «Спасибо, господа! С вами приятно иметь дело! Удачи!». И удаляется.

«Мораль» этой истории в том, что траблшутеры всегда ищут нестандартные решения. В данном случае трабл сыграл на стремлении нормального человека не пускать деньги на ветер.

Кстати, как рассказывают сами траблшутеры, иногда предложенное ими решение бывает столь очевидным, что заказчик не понимает, за что он должен платить. Дескать, это я и сам вроде знал. Знать-то, может, и знал, но почему не делал?

Поэтому профессиональный траблшутер, выслушав стенания заказчика, всегда спрашивает: «Вы точно не знаете, что делать?». И лишь дважды получив утвердительный ответ, озвучивает решение.

Российский убийца проблем

Траблшутинг в России - явление достаточно новое. Он ещё только развивается, набивая шишки и ища свои пути. К тому же, российский бизнес имеет свою специфику, свои традиции, у нас иное, чем на Западе, законодательство.

Поэтому в России можно встретить самые разные точки зрения на траблшутинг.

В качестве примера приведём мнения двух человек, взгляды которых на российский траблшутинг не во всём совпадают.

Первый – известный российский траблшутер Олег Брагинский, открыто заявляющий, что профессионально решает сложные и невозможные бизнес-задачи.

Олег, есть ли различия между российскими и западными траблшутерами?

Безусловно. Российские – чаще самоучки, с несистемными знаниями, готовые чинить фотоаппарат лопатой. Талантливые смекалистые люди, решающие проблемы в рамках компании, реже индустрии. Находчивость и изворотливость – это неплохо, но кустарно. Западные – отобранные (!) и лишь затем обученные курсанты престижных учебных заведений, реже – доверенные лица богатейших людей. Их отличает спокойная деловитость, формальность и беспристрастность. Наши сделают на копейку и болтают на рупь, западники – получили деньги, выслушали заказ, выполнили работу и растворились. Наши выкручиваются, западники – держат слово.

Бытует мнение, что траблшутеры не ограничивают себя нормами морали в работе. Так ли это?

В каждом стаде найдётся паршивая овца, но если траблшутер решает военные, политические или дипломатические задачи, то не может оставаться хорошим для обеих сторон. Придворные солверы позволяют себе ставить интересы хозяина выше норм морали, вольные стрелки – нет. Совершишь гадость – столкнёшься с последствиями, шило в мешке не утаишь. Те, кому ты насолил, узнают чьих рук дело, найдут и накажут. Мораль и чистота плаща важны при сложных задачах и высоких ставках.

За какую работу траблшутер не возьмётся даже за очень большие деньги?

Дело не в деньгах, а в компетенциях и последствиях. Траблшутеры не задирают безумные гонорары – это выдумка досужих журналистов. Продаётся время. Не слышал, чтобы платили процент от результата. Величина достижений – функция крутости клиента, а не способности решателя. Траблшутеры отказываются от проектов если не находят контакта с заказчиком, профиль не соответствует задаче, условия работы или последствия неприемлемы. Знаю пару человек, не отягощённых ограничениями, которые возьмутся за любые заказы.

Есть ли траблшутеры в российских городах, или они водятся только в Москве?

Став наиболее просматриваемым в сети деловых контактов LinkedIn на планете, вот уже полтора года собираю контакты и кейсы траблшутеров по всему миру. Собрал чуть больше 300 человек, с большинством переписываюсь, с некоторыми общаюсь по скайпу. Пока не удалось найти траблшутеров на территории СНГ. Политтехнологи, адвокаты, рекламщики, коучи, технари, репутационные управляющие, деловая разведка – кто угодно, но не солверы. Прочёл десятки сайтов и книг, обнаружил редкое скудоумие и странные философии непонятных персонажей, которые не могут назвать ценник и рассказывают о проектах в микрокомпаниях регионов.

А по мнению партнёра Центра деловых инициатив Владимира Коровина траблшутерами можно назвать многих генеральных директоров предприятий, в первую очередь, тех, кто одновременно участвует в нескольких бизнесах.

Владимир больше десятка лет занимается бизнес-консультированием, причём большей частью не в классическом понимании этого термина. Он практик с большим багажом знаний и умений, не только предлагает решения, но и реализует их.

Владимир, что такое траблшутинг в России, по вашему мнению?

Это умение решать проблемы нестандартным способом с минимальными затратами, находя решение там, где его, на первый взгляд, нет.

Вас можно назвать траблшутером?

Называйте, как хотите. Заказчику совершенно не важно, как называть человека, к которому он обратился за помощью. Он ждёт от этого человека конкретного результата. По сути то, чем я занимаюсь, всегда нацелено на результат. То есть в этом смысле, наверное, да, я траблшутер.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать профессиональный траблшутер?

В первую очередь он должен уметь нестандартно мыслить. Знания, конечно, важны, но надо ещё и уметь применять их. Например, среди специалистов IT-сферы есть люди, просто освоившие некий набор действий, которые надо применять в тех или иных ситуациях. И они всякий раз применяют эти действия в определённой последовательности, пока не доберутся до сути проблемы.

А есть специалисты, которые сразу видят работу системы в целом и без долгих «исследований» могут сказать, какая её часть даёт сбой. Вторых я тоже назвал бы траблшутерами.

Как понять, что для решения проблемы нужен именно траблшутер, а не кто-то иной?

Траблшутер нужен в тех ситуациях, когда проблема требует решения, а у вас этого решения нет, и вы отдаёте себе отчёт в том, что найти его не можете. То есть для вас проблема выглядит абсолютно неразрешимой.

Что можно считать критериями того, что траблшутер справился с задачей?

Если реальное положение вещей после его вмешательства совпало с ожидаемым, то он решил вашу проблему.

***

Мыслить категориями траблшутера можно научиться. Приобрести нужные знания и навыки тоже возможно. Но при этом лучше не пользоваться различного рода «самоучителями» из интернета, а пройти курс обучения у профессионалов. У Олега Брагинского, например, есть собственная Школа траблшутеров. Не стоит только забывать, что это особая профессия.

Когда Брагинского спросили, какими качествами нужно обладать, чтобы стать траблшутером, он ответил: «В первую очередь, освойте слепую печать, чтобы строки на экран лились из мозга, займитесь изучением скорописи — понадобится для фиксации мыслей и незаметной стенографии для окружающих. Ещё будут нужны быстрочтение — 5000 страниц прочесть перед встречей станет рутиной, мгновенный счёт — учитесь видеть порядок результата в цвете, краткоформулирование — пересказывайте встречу, книгу, фильм за 30 секунд. Осваивайте алгоритмы — не изобретайте велосипед, ознакомьтесь с лучшими наработками, не теряйте время на постановку задачи, программируйте сами, то есть работайте с макросами, научитесь оценивать и митигировать риски».

Видимо, именно поэтому настоящих траблшутеров не так уж много не только в России, но и за рубежом.


Олег Брагинский

ОЛЕГ БРАГИНСКИЙ

Основатель "Школы траблшутеров", директор "Бюро Брагинского", кандидат наук, доцент.

Владимир Коровин

ВЛАДИМИР КОРОВИН

Управляющий партнер Центра Деловых Инициатив, основатель Агентства Передовых Информационных Технологий

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()