Бизнес под управлением наемного менеджера: доверяй, но проверяй.

01.01.1970

Не секрет, что заветной мечтой многих владельцев бизнеса является желание освободить себя от решения оперативных вопросов, передав свой бизнес под управление наемного профессионала. И вот она осуществлена - подходящий человек найден, бразды правления благополучно переданы в надежные руки, и, казалось бы, наступила пора расслабиться и заняться своими делами.

Однако не все так просто! Доверить свой бизнес другому, пусть даже очень грамотному и достойному всяческого доверия человеку – это как доверить воспитание своего ребенка. Вам не дают покоя мысли о том, как обстоят дела в вашем любимом детище, вы по-прежнему приезжаете в офис, и вмешиваетесь в решение тех самых оперативных вопросов, от решения которых так старались избавиться. Вам кажется, что все делается не так, и вы бы сделали по другому – и это не удивительно, ведь нанятый вами человек имеет собственный опыт, и собственные взгляды на то, как должна работать компания. В результате нарастает напряженность в отношениях между вами и поставленным вами во главе топом, а сотрудники перестают понимать, как им действовать в сложившейся ситуации, чьи распоряжения выполнять, и компанию начинает лихорадить. 

Или же другая крайность – вы моментально расслабляетесь, спокойно занимаетесь другими делами, рассчитывая, что нанятый вами человек все сделает как нужно – ведь он настоящий профессионал, и у него огромный опыт руководства, и множество успешных проектов за плечами. Проходит время, вы решаете поинтересоваться результатами работы своей компании - и не верите своим глазам: с таким трудом отвоеванные позиции потеряны, обороты и прибыль не дотягивают даже до позапрошлогодних показателей, а на месте ваших ключевых сотрудников, годами подбиравшейся надежной команды – непонятные новые люди.

Ясно, что и та, и другая крайность – не лучший вариант для отошедшего от дел собственника бизнеса. Ни в том, ни в другом случае ничего хорошего ждать не приходится. Нужна некая золотая середина – чтобы и контроль не терять, сохраняя возможность вовремя вмешаться в случае возникновения действительно сложной ситуации, и не вносить раздрай в работу компании, постоянно вмешиваясь в решение текущих вопросов.

Строим систему контроля

Во-первых, имеет смысл наладить систему контроля за состоянием бизнеса по ключевым показателям. И это не только пресловутые обороты и прибыль - потому что сиюминутный рост прибыли совершенно не гарантирует общего «здоровья» бизнеса, и вполне может происходить на фоне общего ухудшения ситуации в компании. Или, что случается еще чаще, в погоне за текущей прибылью упускаются из вида и безвозвратно теряются такие стратегические ресурсы компании, как отношения с постоянными клиентами и лояльность сотрудников.

Система оценки должна включать показатели, отражающие состояние пяти ключевых составляющих вашего бизнеса: производство, экономика и финансы, продажи и маркетинг, сотрудники, - а также стоимость (капитализацию) компании и реализацию стратегических целей. Конкретные показатели будут зависеть от специфики вашего бизнеса.

В результате вы сможете объективно оценить состояние всех основных блоков, определяющих деятельность вашей компании и отметить возможные «тревожные звоночки» до того, как они отразятся на ее благополучии.

Выявляем неочевидные риски

Однако одного этого недостаточно. Даже такая грамотная и сбалансировано выстроенная система показателей не даст  вам полной гарантии. Почему? Потому что есть вещи, которые невозможно отразить никакими цифрами самых полных и объективных отчетов. Такие, как атмосфера в коллективе, наличие острых противоречий между подразделениями, настроение и риски ухода ключевых сотрудников и достаточность мотивации ведущих топ-менеджеров.

Эти вещи не покажет вам ни один отчет, однако будь вы «у руля» и принимай участие в оперативной деятельности компании, они бы от вас не укрылись. Но ведь вы же для того и отдали управление в руки наемного специалиста, чтобы в оперативную деятельность не вмешиваться? Да и ваше вмешательство, как уже понятно, ни к чему хорошему не приведет…  Что ж, тут вам, скорее всего, без посторонней помощи не обойтись. Тут пригодится доверенный человек, или несколько людей, которые бы стали вашими «глазами и ушами», но при этом не имели возможности вмешиваться в дела компании напрямую, и были подотчетны лично вам, минуя наемное руководство компании.

Присутствие на оперативных совещаниях и возможность неформально пообщаться с сотрудниками, выступить по отношению к компании с внешним  воздействием, - так называемый «тайный покупатель»  – вот те инструменты, с помощью которых можно будет достоверно определить состояние «пациента».

Легче сказать, чем сделать?

Для того, чтобы разработать систему показателей, которая позволит вам в полной мере контролировать свой бизнес, отслеживать динамику их изменения, и осуществлять сбор информации о текущей ситуации на предприятии, вам понадобится помощь доверенных сотрудников. Вы можете организовать все самостоятельно, сформировав отдел владельческого контроля – небольшую группу людей, которая будет подчинена вам лично, и не будет входить в состав вашей организации. Другой вариант – отдать эту функцию на аутсорсинг, воспользовавшись услугами специализированной организации. Преимущества аутсорсинга очевидны – вам не нужно самому заниматься наймом сотрудников в отдел и контролем их работы, беспокоится о том , достаточна ли их квалификация. С вами будут работать профессионалы, обладающие высокой квалификацией, и имеющие большой опыт подобной работы, а при необходимости в рамках той же услуги будет возможность получить консультацию у «узкого» специалиста – например, независимого налоговика или юриста, которого нет нужды постоянно содержать в штате.  

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()