Ричард Брэнсон - пожалуй, самый яркий и импозантный миллиардер из списка Forbes. За его творческими и бизнес успехами следят не только коллеги-бизнесмены, клиенты и сотрудники его компании, а абсолютно все. Согласитесь, мало кого могут оставить равнодушными выходки в духе того, чтобы явиться на прием к английской королеве в разных ботинках или перевернуть кверх ногами супругу Дональда Трампа на вечеринке. Мы, разумеется, не советуем копировать поведение сэра Ричарда Брэнсона, но вот несколько его правил, которые совершенно точно можно взять на вооружение как в бизнесе, так и в жизни в целом.
1. «Не беритесь за дело, которое вам не нравится»
Свой первый бизнес он начал благодаря своему увлечению музыкой. Еще в юном возрасте, осознав то, что великим музыкантом он не станет, Брэнсон решил заняться бизнесом, связанным с музыкальной сфере – продавать пластинки. Так, страстный меломан, он колесил взад и вперёд по Ла-Маншу и собирал пластинки в маленьких лавочках. Иногда в звукозаписывающих студиях ему доставались целые коробки с записями, которые, ввиду допущенного брака, предполагалось отправить в мусорную корзину. Но хитрый Брэнсон убеждал владельцев записей продать их ему по сходной цене – отказаться было, по меньшей мере глупо: от того, что пленка отправится в мусорную корзину, выгоды не будет никакой, а так – какой-то сумасшедший парнишка желает купить ненужный брак. Вскоре Брэнсон из странного юноши с сумкой пластинок наперевес превратился в обладателя многих уникальных записей. Постепенно развивая свой маленький музыкальный бизнес, Брэнсон создает компанию Virgin: звукозаписывающий гигант. Сначала компания зарабатывает посредством продажи неизданных записей, а потом открывает гигантские магазины и занимается раскруткой легендарных исполнителей (в частности, Sex Pistols).
2. «Не жалей ни о чем»
В 1992 году Брэнсон продал Virgin Records компании EMI. Почему? Предприниматель довольно часто говорит: не нужно жалеть о собственных бизнесах, если надоело собственное дело или что-то идет не так – бери и продавай. Правда, позже Брэнсон еще раз вернется в музыкальную сферу, основав компанию V2, но это будет уже «совсем другая история» и повторить былой успех ему не удастся.
3. «Ваше хобби должно превратиться в работу»
Самолеты, быстрое перемещение на дальние расстояния, ощущение свободы, все это было ему чрезвычайно близко, поэтому Брэнсон решил переместиться в транспортный бизнес. «Обкатывание» транспорта он начал с железных дорог – так, на свет появилась компания Virgin Trains. Сперва дела шли хорошо (компания даже выиграла права на строительство железных дорог в пересеченной сельской местности), но потом проект сошел на нет. Брэнсон тогда не смог противостоять действующим на этом рынке гигантам.
4. «Проигрыш может стать вашим выигрышем»
Не получилось с железными дорогами? Полетим в небеса! И Брэнсон открыл Virgin Airways - авиакомпанию, которая довольно быстро начала конкурировать с главным британским гигантом British Airways. Нужно заметить, это была не просто конкуренция. Это была самая настоящая война: воздушный гигант не хотел пускать на свое поле молодого выскочку, но и Брэнсон не хотел сдаваться – умело соединяя в холдинг национальные авиакомпании, он быстро сумел добиться отличных экономических показателей.
5. «Будьте ярким»
Не секрет, что главным магнитом для клиентов были не столько товары и услуги высокого качества его компании Virgin, сколько яркий имидж владельца этой компании. Легкое отношение к жизни и чувство юмора он сделал краеугольными камнями своего бренда. Достаточно вспомнить как несколько лет назад он на спор надел одежду стюардессы: платье, чулки, пилотку – и радостно обносил пассажиров напитками и закусками, не отказываясь при этом сфотографироваться со всеми желающими или дать автограф. Сумасбродная выходка весельчака? Скорее, одна из лучших пиар-компаний в истории бизнеса.
6. «Не ставьте себе ограничений»
«Я никогда не говорю: «Я не могу этого сделать, потому что не знаю, как это делается». Я всегда попробую. И не позволю дурацким правилам меня остановить», - говорит Брэнсон и подтверждает свои слова действиями, замахиваясь на космическую индустрию. Главной разработкой Брэнсона в этой области стал SpaceShipOne – быстрый модульный корабль, способный в ближайшем будущем сделать реальным космический туризм. Дальше в планах бизнесмена: начать массово продавать космические корабли, как когда-то Форд автомобили.
Впрочем, этот проект оказался не так успешен, как казалось – и до частных кораблей в космосе нам пока далеко, но Брэнсон действует по принципу Макмерфи, героя Кена Кизи из романа «Пролетая над гнездом кукушки» - «Я хотя бы попытался».
7. «Будь полезным - и деньги придут»
Далее Брэнсон сосредоточился на заботе об окружающей среде: проект Virgin Earth Challenge имел целью поддержать разнообразные экологические стартапы – и, как всегда у Брэнсона: громкий, яркий старт, затем затухание и исчезновение. Он, действительно, мастер спринта – бега на короткие дистанции, быстрого, яркого: получилось, запустилось, а потом можно продать запущенный бизнес и заняться чем-то новым. Впрочем, как бы его не критиковали, все его проекты всегда приносили ему хороший доход.
Возможно, Брэнсон – и не образец бизнесмена как такового: есть люди с долгоиграющими бизнесами, выглядящими куда успешнее брэнсоновских игрушек, но с точки зрения самопозиционирования и отношения к делу как к таковому, Брэнсону нет равных.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()