Эксперт «Центра Деловых Инициатив», мастер ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), автор Метода парадоксов и консультант 40 выборных кампаний, рассказал о том, что такое траблшутинг и как он находит решения для самых сложных бизнес-проблем.
Траблшутер с английского переводится как «отстреливающий проблемы». По сути, это человек, который берется решить проблемы любой сложности. Можете рассказать, про эту профессию подробнее, а также о том, откуда берутся траблшутеры?
Обычно траблшутеры вырастают из тех, кто умел прекрасно решать проблемы в своей компании – на работе их называли «Голова» или «Наш патриарх». Постепенно человеку становилось тесно в рамках своей компании, и он вырастал в супер-специалиста своей узкой сферы. Эдакий гениальный финансист, сверхспособный юрист или супер-изобретатель... Дальше, если он выходил из рамок узкой сферы, то становился универсалом. Тем, кто умеет решает любые задачи, не только в своей сфере. И вот это уже близко к траблшутеру.
Когда человек называет себя траблшутером, он подписывает устный договор, обязуясь справиться с любой задачей. Это серьезная ответственность! Есть множество специалистов, которые решают сложные задачи, но не называют себя так. И к ним потом никаких претензий: могут решить/могут не решить. А вот, если назвался траблшутером, то назад дороги нет, - обязан решить. Причем, обычно в цейтноте.
Траблшутер – это ответственность и вызов. Если не решил проблему, значит, не траблшутер.
Для того чтобы стать траблшутером, нужно время. Человек сначала учится на своих задачах и ошибках, а потом уже решает чужие проблемы. Чужие задачи он сначала пробует решить в спокойном режиме, (когда есть два месяца на то, чтобы погрузиться в процесс и проанализировать ситуацию), а затем учится работать в цейтноте – решать задачи с высокой скоростью, за 4-5 часов. Вот это уже траблшутер высокого уровня.
Представьте себе типовую ситуацию для траблшутера. Чтобы решить задачу, корпорация собрала на 4-5 часов в Москве топ-менеджеров со всей страны. Люди приехали, а вы задачу не можете решить. Это же позор! Такого не должно быть! Понимаете, какая ответственность и какая стрессовая нагрузка на траблшутере?! Поэтому траблшутер должен идти к своему званию десятилетиями, чтобы в сложной ситуации не растеряться и не упасть духом, а спокойно справиться с задачей.
Вы говорите, что траблшутер - это человек широкого профиля. Но каждая отрасль имеет свою специфику, свои подводные камни. Как вам удается быстро разобраться во всех нюансах дела?
Мне не важно из какой отрасли ко мне придет запрос. Я универсал – умею работать с любыми задачами. Как такое стало возможным? Сейчас перед консультацией вместо того чтобы самому читать горы литературы, я приглашаю экспертов, которые глубоко разбираются в данной теме. Как правило, такие эксперты есть в самой компании, которая меня пригласила.
Скорее всего, до меня компания уже обращалась к экспертам на стороне, но они не смоги предложить хорошие варианты решений. Итак, что я делаю: во время консультации, я правильно озадачиваю, формулирую и анализирую ситуацию, не позволяю пропустить сильные идеи, и мы вместе с экспертами находим лучшие решения.
Не нужно быть семь пядей во лбу и слыть супер-специалистом во всех областях, нужно владеть инструментами анализа и решения проблемы. Я этими инструментами владею. У меня огромный опыт применения этих инструментов в десятках отраслей. Под тысячу решенных задач. Дайте мне эксперта и через какое-то время мы вместе найдем решение.
Сергей Фаер
Интересно, что вы спрашиваете у экспертов? С чего начинаете беседу?
Я начинаю расспрашивать про конкретную проблему и искать противоречия. Обычно самые сложные задачи не решаются, потому что в них «зашиты» противоречия.
Нам нужно их выявить, а дальше с противоречиями мы уже умеем работать. Я специалист по теории решения изобретательских задач – это наука, созданная Генрихом Альтшуллером. В основе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач – лежит постулат: технические системы (а сегодня есть понимание, что и иные искусственные системы) развиваются по объективным законам. Эти законы можно выявить и сознательно использовать для решения изобретательских задач.
Когда человек решает сложную задачу, мозг перебирает множество вариантов: а если так…, а если вот так…, а ну-ка попробуем в эту сторону… Это похоже на расшатывание валуна. Очень изнурительный путь. ТРИЗ помогает делать открытия и ставить изобретения на поток. То есть это творчество по технологиям, формулам и шаблонам. И эти формулы у меня есть в голове. Я научился их применять не только в технике, но и бизнесе, банковской и страховой сфере, а также в рекламе, маркетинге и PR. Получается, что с помощью определенных формул и знаний экспертов, я могу решить самые запутанные задачи.
В XIX веке американский философ Льюис Мэмфорд представил график, отражающий динамику роста значительных изобретений во времени.
Можете привести пример? Как эта теория работает в жизни?
Самый первый опыт применения ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - после института я повысил производительность установки в 1000 раз, при этом уменьшив ее габарит в сто раз.
Сейчас мы с партнером занимаемся решением технических задач для кампании «Сибур» и «Русал». Вместе получилось примерно 80 проектов за последний год. К нам приезжают специалисты, мы их обучаем нашим инструментам, и дальше мы вместе решаем задачи.
Эти формулы и алгоритмы применимы только в бизнесе или их можно применять, скажем, в психологии?
Абсолютно везде, даже в психологии. Те, кто учится у меня в «Академии Траблшутинга», начинает применять их в быту, в хобби – везде, вся жизнь состоит из задач, из вызовов и ваших решений.
О необходимости методов активизации творческого мышления для бизнеса красноречиво говорит наглядная иллюстрация низкой эффективности инновационной деятельности.
Расскажите, какие бывают типы траблшутеров?
Первый тип – «траблшутер со связями» - это тот, кто спасает фирмы от финансовых потерь и заблокированных банковских счетов только благодаря связям. У него есть «свои» люди в силовых и властных структурах. Пользуясь знакомствами, он открывает любые двери. Вообще трудно сказать: траблшутер он или просто человек со связями. Ему не нужно включать креативность и мозги. Он лишь пользуется своими коммуникативными способностями.
Второй тип – траблшутер, который умеет решать задачи благодаря своему огромному опыту. У него десять специальностей, десять иностранных языков и вообще он много что в жизни видел. Такой человек хорошо находит решения на стыке областей.
А я – траблшутер третьей специфики. Я владею инструментами анализа и решения задач. Это умение можно передавать, ему можно научиться. Поэтому на своих семинарах я учу решать самые сложные задачи. Тогда как навыкам работы первого и второго траблшутера научиться невозможно.
Можете ли раскрыть гонорарную вилку за услуги траблшутера?
В основном это временная ставка. Где-то от 2000 долларов в день и до бесконечности. Но все зависит от сложности задачи и загрузки. Компании обычно покупают консультации за десятки тысяч долларов.
Я тоже имею свою градацию. Для корпораций у меня один ценник, для малого и среднего бизнеса – другой (я по максимуму снижаю гонорар, чтобы люди могли воспользоваться моей услугой). А те, кто хотят сэкономить, тому я предлагаю обучаться в моей Академии.
Траблшутинг – это очень эксклюзивная вещь. Специалистов, которые действительно решают задачу, их очень мало, и стоят они дорого, а на международном рынке ставки еще выше.
Как про вас узнают, и кто к вам приходит на консультацию?
Все заказы я получаю от знакомых, и от знакомых знакомых, - передают из рук в руки. Обычно меня рекомендуют друзьям и партнерам после моей консультации. Навряд ли кто-то со стороны поверит, что ты такой крутой – можешь решать задачи любой сложности.
Сказался ли на вас кризис, чувствуете ли спад на рынке?
Все идет по нарастающей. По экспоненте. Сейчас просто лавина обращений. Поскольку у меня есть «Академия Траблшутеров», то, чтобы не терять заказы, я уже передаю их командам траблшутеров – моим ученикам.
В кризис к нам стали обращаться государственные корпорации. Если в хорошие времена они решали проблемы с помощью денег, то нынешний кризис «прижал» совсем. Внешний рынок захлопнулся, дешевых денег теперь оттуда не достать, импортозамещение скрипит. Что делать? Они стали вспоминать, что можно решать задачи и снижать себестоимость, поэтому стали обращаться за помощью к нам.
За последние два года к нам поступило много заказов от госкорпораций: «Газпромнефть», «Сбербанк», «Мегафон», «Сибур», «Евраз», «Русал» и другие.
А вот раньше ко мне в основном обращался малый и средний бизнес, потому что им каждая копеечка важна, они всегда пребывают в борьбе за снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение производительности. Им всегда нужна креативность.
Сергей Фаер
Можете ли привести пример того, как вы помогли среднему или малому бизнесу?
Строительная компания, занимающаяся строительством таунхаусов в Подмосковье. Направление – из Москвы в сторону Домодедово. У них целевая аудитория – это те, кто ездит по этой трассе. Мы над рекламными щитами поработали, и они отлично себя проявили – показали хороший КПД. Также благодаря консультациям, компании удалось снизить себестоимость, и они довольно хорошо стали продавать квартиры на падающем рынке.
Вдруг узнаю, что они закупили радиорекламу на FM-радиостанции, охватывающей всю Московскую область. Я говорю: «Зря вы это сделали, это не ваш рекламоноситель!».
Что же, они решили попробовать... Закупили на два месяца дорогущую рекламу с выходом: всего два 30-секундных ролика в сутки. Вот представьте себе: какой КПД от этой рекламы? Десятки радиостанций, часы эфиров, а у них пара раз по 30 секунд. Какова вероятность, что они зацепят свою аудиторию? КПД нещадно стремится к нулю.
Но деньги уже оплачены. Итак, задача: «как нам спасти ролик»?
Цель, которую мы перед собой поставили: «если человек хотя бы раз услышал ролик, он должен запомнить компанию навсегда». Слушаем ролик. В ролике есть тело ролика (продающий офер) вроде все хорошо, а в конце диктор как в мультфильме про Карлсона наговаривает скороговоркой телефон: «322….». Представьте себе, вы едете в машине на дачу и вдруг слышите ролик. И что? Как вы запишете телефон? Даже, если вам понравилось, вы уже больше никогда ролик не услышите.
Итак, как спасаем ролик? Во-первых, никаких телефонов – только запоминаемое название фирмы или сайта. Во-вторых. Давайте поспрашиваем себя: что есть в машине, что может нам помочь?! Смартфоны! В итоге, ролик мы сделали таким: идет тело ролика (мы рекламируем свою продукцию), а потом говорим «ОК Google» и дальше называем нашу компанию. У многих смартфонов включается функция «Ок Google» - и они сразу идут на наш сайт. Там с ними говорит продолжение ролика. Но главное – наш сайт уже навсегда с клиентом, в его смартфоне. То есть мы через ролик залезли в смартфон человека.
Так, нам удалось спасти ролик!
А можете ли привести пример того как помогали корпорациям?
У больших компаний, особенно технических, есть необходимость наставничества. Старые кадры уходят, а из институтов приходят студенты с никудышными знаниями. Тренингов и семинаров мало, нужна программа наставничества. Важно, чтобы эксперты, прошедшие огонь и воду, передали опыт молодежи. Но проблема в том, что работает программа наставничества ни шатко - ни валко. В программе таится куча проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.
Проблемы следующие: Во-первых, наставников мало, они перегружены и еще должны находить время на передачу знаний молодежи. Вторая проблема – деньги – чтобы стимулировать наставников, им выплачивают гонорары, но это приводит к тому, что они начинают заниматься наставничеством исключительно ради денег – страдает качество.
Третья проблема - чтобы освоить знания, нужно самому применить их на практике. Но это противоречит правилам безопасности. Поскольку наставник отвечает за своего молодого сотрудника, то он боится передать ему «руль», дать возможность управлять опасным и дорогим процессом.
Ну и наконец, самое главное – страх, что наставника уволят, как только он передаст свои знания молодому специалисту. Чем лучше обучит, тем вернее уволят. Кто будет копать себе яму своими руками?
В итоге, все эти клубки противоречий нужно вытаскивать, систематизировать и решать.
Есть еще другой пример из корпораций. В конце года от оценки KPI, которую мы узнаем через анкету, зависит годовая премия. Бонусная программа – это прожектор талантов и разгильдяев, билет в карьерную лестницу. Хотя анкеты помогают понять ситуацию с кадрами, в то же самое время в них скрыт ряд противоречий. Чем больше и точнее анкета, тем сложнее и длительнее ее заполнять. Представьте, в конце года руководителю нужно заполнить ряд таких анкет. Если у него четыре специалиста, то, возможно, он будет кропотливо отвечать на вопросы. А если у него 70 сотрудников в подчинении? То, скорее всего, анкету заполнит от балды. Ведь в конце года он занят совсем другими вещами.
Другая проблема: чтобы не расходовать свой премиальный фонд, компания применяет квоту. По данной квоте руководитель не может поставить своим подчиненным слишком много пятерок. То есть пятерок может быть 20%. А что делать, если у этого руководителя четыре подчиненных и все они работают прекрасно – на пять баллов?! Тогда руководитель начинает их уговаривать: давайте в этом году поставим пятерку Васе, а в следующем – Пете. Получается, искаженная информация и бардак! Куча нерешенных противоречий, и HR не получает достоверную информации о сотрудниках.
Ко мне обращались с этими проблемами, и в итоге мы вместе находили пути решения.
Как мыслить нестандартно и креативить?
Иногда к самому креативу можно прийти логически. Не нужно стараться сильно креативить, посмотрите: какие есть проблемы и что плохо? Вам нужно перечислить проблемы и поставить задачи, а дальше с задачами мы умеем работать логически – по технологии, шаг за шагом. Хороший креатив – это побочный эффект красиво решенной задачи.
Есть несколько неожиданных взглядов на ситуацию, когда мы говорим: «Пусть проблема сама себя решит». Или «Пусть: вред обратится в пользу».
Когда ко мне приходят с проблемой, то первое, что я пытаюсь понять, - это как этот вред продать. Как его обратить в пользу? Как сделать так, чтобы проблема обернулась для нас благом? Также мы используем ряд эвристических приемов. Ниже приведена таблица «Стратагемы универсального решателя»:
Главные проблемы малого и среднего бизнеса?
Как и десять лет назад, главной задачей малого бизнеса является: «как сделать больше и лучше за меньшие деньги». Опыт показывает, что лучшие решатели сложных задач – это как раз предприниматели, владельцы своих бизнесов. Они универсалы – решают технические, юридические, рекламные и психологические задачи, которые валятся на них со всех сторон. У них мосты сожжены – задачу нужно решать сегодня, иначе банкрот. А ребята из корпораций – их даже не увольняют за нерешённую проблему. Не нашел решения, ну и ладно! Но если уволят, то они спокойно переходят в другую компанию. У них, конечно, более вольготная жизнь. Но и задачи решать они не учатся.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()