Большинство прoблемных ситуaций (а по оценкам Turnaround Management Association — и вовсе более 85%) имeют внутрeнние причины и прежде всего связaны с нeэффективным мeнеджментом. Ошибки команды, проблемы с персоналом, «сорванные» сроки выполнения задач — все это может привести к серьезным проблемам в рентабельности и к неспособности компании генeрировать дeнежные пoтоки. В целом, менеджмент можно выстроить исключительно в «управляемой» компании. Именно от управляемости зависит: останутся ли ваши нововведения и стратегии на бумаге, или воплотятся в жизнь.
Суть управляемости
Что объединяет Amazon, Google, Mars, Autodesk? Во-первых, они финансово успешны, а во-вторых, в этих компаниях уделяют большое внимание управляемости. В вашей компании уже, наверняка, есть сложившаяся организационная структура. Вы даете указания замам, они - менеджерам среднего звена, а те - рядовым сотрудникам. Кажется, что бизнес-процессы отлажены, замы и менеджеры, вроде бы, прекрасно вас понимают. Но, когда дело доходит до результатов, выясняется, что указания остались невыполненными или оказались «интерпретированным» до неузнаваемости. Если проводить аналогию, то вы пытаетесь управлять автомобилем, который не едет. Мотор отказывается работать, после того как вы завели машину и нажали на педаль газа. Все далеко идущие масштабные планы бессмысленны – вы элементарно не можете тронуться с места.
«Управляемость компании – это важнейший принцип ее успешного функционирования и дальнейшего развития. В связи с этим перманентный поиск механизмов отслеживания и повышения управляемости – одна из главных задач любого руководителя», - говорит Владимир Коровин, основатель «Центра Деловых Инициатив».
Критерии, по которым можно понять ваша компания управляемая или нет?
1. Скорость принятия решений в компании.
«Скорость, скорость и еще раз скорость», - говорил Герман Греф на Гайдаровском форуме 2016. Поэтому все бизнес-процессы сейчас нужно оптимизировать в сторону увеличения скорости. Скорость – это первое, в чем компания обычно проигрывает своим конкурентам. Так, в целях сокращения длинной цепочки подписания/согласования договоров и запуска новых продуктов, Герман Греф недавно создал внутри Сбербанка Дом Agile.
2. Исполнительская дисциплина.
Это точное соответствие фактических результатов запланированным. Однажды на совещании у главы компании Apple Тима Кука один менеджер доложил о проблеме на предприятии в Китае. В ответ Кук посмотрел на него недоуменным взглядом и спросил: «Почему вы еще сидите здесь?». Менеджеру даже не пришлось собирать вещи – он, не дожидаясь окончания совещания, прямиком направился в аэропорт, чтобы вылететь в Китай для улаживания возникших проблем.
Тим Кук
3. Способность подчиненных вас слышать.
Сколько ваших коллег понимает вас с полуслова, а скольким нужно объяснять каждую мелочь? Ответы на данные вопросы, помогут вам скорректировать кадровую политику.
Согласно опросу, больше 90% сотрудников компании Facebook поддерживают Марка Цукерберга и считают его прекрасным начальником. Секрет заключается не только в природном обаянии Цукерберга, но и в том, что он целенаправленно работает с командой: позиционирует себя как открытого лидера и взаимодействует с сотрудниками. Раз в неделю он устаивает «летучки», где каждый может задать ему любой вопрос. Не только касательно Facebook, но и личного характера. «У меня нет секретов от своих коллег», - признается Цукерберг. Своих подчиненных он регулярно выслушивает, и те в ответ тоже стараются слушать его и слышать.
Ольга Сас, генеральный директор Fila Stationery Russia:
Прежде всего, я поставила себе задачу вырастить компанию как единый организм, практикуя командный подход к задачам. Точно так же, как в человеческом организме при отказе какого-то органа другие начинают автоматически компенсировать его работу, инстинктивно стремясь к выполнению главной задачи – жизнеспособности, в нашей компании, в случае, если кто-то из сотрудников болен, занят, находится в командировке, коллеги могут в любой момент подхватить его текущие проекты. Главное – командная ответственность за общий результат. Но для этого надо очень хорошо знать и понимать каждого сотрудника – его характер, привычки, образ жизни. Важно дать каждому такое поле деятельности, в котором он сможет проявить себя наилучшим образом, но в то же время будет иметь планку, к которой надо стремиться в развитии.
Максим Сундалов, руководитель онлайн школы английского EnglishDom: Я не очень люблю слово - подчиненные, скорее это моя команда. Чтобы повысить управляемость, нужно быть предельно откровенным с сотрудниками - и когда обсуждаете планы, и когда говорите о возможных трудностях, и когда решаете сложные задачи.
Олег Бирюков, генеральный директор инжиниринговой компании «Лиман-трейд»:
Сотрудники – мой самый ценный актив, к которому нужно относиться с пониманием и уважением. Такой подход оправдывает себя: многие довольно часто по собственной инициативе задерживаются на рабочем месте, подолгу бывают в командировках в ущерб личному времени, но решают поставленные задачи. Именно такой подход позволяет реализовывать проекты в заявленные сроки и не пускать все на самотек.
4. Адекватное делегирование.
Уоррен Баффет замечает, что главный успех его компании заключается не в его финансовой гениальности, а в том, что он не боится делегировать: «Делегируйте, все успеть самому невозможно!».
5. Фиксация внезапных идей.
Внезапные идеи, сказанные на переговорах, не должны откладываться в долгий ящик, а обязательно должны реализовываться. Все идеи важно записывать и потом обрабатывать. «Я никогда не провожу никаких встреч, если они не фиксируются в письменном виде», - замечает Ричард Брэнсон. «В чем смысл всех этих разговоров, если дело потом не сдвинется с мертвой точки?!».
Ольга Сас, генеральный директор Fila Stationery Russia: Мы очень много внимания уделяем креативному мышлению, совместным творческим мозговым штурмам, ценим и стараемся выделить рациональное зерно в каждой оригинальной идее – и порой они «выстреливают» с такой эффективностью, которой мы сами не ожидаем. Все идеи, разумеется, важно записывать. Это помогает искать новые, необычные формы работы и усиливает нестандартность мышления.
Ричард Брэнсон
Методы, помогающие усилить управляемость
В рамках наших услуг мы занимаемся повышением управляемости.
Методы бывают формальными, основанными на бизнес-инструментарии, так и неформальными, зависящими от личных качеств. Самые известные формальные методы - это:
- Система критериев (KPI).
Данная система помогает компании идти верной дорогой, не сворачивая в ошибочных направлениях. - Система мотивации.
Помимо KPI, важно выстроить систему мотивации. В конечно итоге, это приведет к улучшению качества работы сотрудников и повышению управляемости предприятия. - Оптимизация бизнес-процессов.
Чeткие бизнeс-процeссы дают возможность не изобретать велосипед каждый день и не тратить много времени на решение той или иной задачи. - Регламенты.
Бюрократия нужна не ради бюрократии, а для того, чтобы ориентировать персонал на достижение определенных задач. - Электронный документооборот.
Он позволяет контролировать все корпоративные материалы. - Харизматичный лидер.
Этот пункт скорее относится к неформальному методу воздействия на управляемость. Харизма включает в себя целый спектр качеств: волю, педагогику, артистизм и лидерские способности. Харизматикам удается мотивировать команду без всяких финансовых вложений – люди их чувствуют и хотят за ними идти.
Олег Бирюков, генеральный директор инжиниринговой компании «Лиман-трейд»: С людьми надо разговаривать, ни в коем случае нельзя дистанцироваться от ключевых сотрудников. Я стараюсь не закрываться в своем кабинете, а провожу индивидуальные беседы с руководителями направлений, до которых довожу стратегические цели и задачи компании. Они, в свою очередь, доносят мои идеи до остального коллектива. Это и помогает нам понимать друг друга с полуслова. Все четко понимают свои функции и обязанности.
Правда, есть особенность, которую важно отметить. Сегодня большинство сотрудников уверены, что являются обладателями зашкаливающей харизмой, – особенно это относится к людям нового поколения Z. Их харизма обычно проявляется в неформальной обстановке и совсем отказывается показывать себя в деле. Надев водолазку Джобса и серую футболку Цукерберга, такие сотрудники лишь копируют внешние проявления харизмы, но не внутренние.
Удивительный факт, но даже Ричард Брэнсон, чья харизма измеряется фантосмагорическими параметрами, признается, что не всегда полагается на собственные силы и обращается за помощью в консалтинговые компании.
Заключение
Если все выше перечисленные методы вы перепробовали, но управляемость компании осталась на том же низком уровне, то мы поможем все равно. В определенных случаях ситуацию может спасти внешний управленческий аудит. К тому же, если оптимизация управляемости подразумевает четкие договорные отношения, то есть с кого спросить успешные результаты.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()