Как составлять цели компании

18.08.2016

Если в вашей организации процесс целеполагания происходит за закрытыми дверьми между генеральным директором и финансовым, то скорее всего ваша компания – это устаревший паттерн из 90-х. Цели в духе «Достижение высокого уровня доходности на инвестиции ROIC» или «достижение высокой доли продукции на базе инновационных технологий», возможно, нравятся топ-менеджменту, но совершенно далеки от рядовых сотрудников. Они их просто не понимают. Сегодняшние компании совсем другие.  В этом новом контексте изменились сами цели и методология их постановки. Приоритетом теперь является концепция «трех I»: idea (идея), information (информация) и  interaction (взаимодействие).  Если раньше цели были ориентированы на стабильность: владелец бизнеса мечтал отладить механизм по зарабатыванию денег, потом передать его СЕО и уехать жить на острова, а дальше оставить свой бизнес наследникам. То сейчас старая формация отказывается работать. Согласно недавно полученным данным Йельской школы менеджмента, средняя продолжительность современной компании составляет около 15 лет. Нынешние компании, стремящиеся к стабильности, быстро становятся неконкурентоспособными. На место «стабильности» приходят «возможности». Так что в составление новых целей руководители должны это учитывать и делать ставку на людей, которые откроют им новые горизонты возможностей. Теперь руководители стремятся вовлекать каждого сотрудника в целеполагание, объясняя какие «возможности» может дать компания лично каждому и какие возможности они могут дать своей компании.

1. Цель
Генерация цели – это не способ тешить самолюбие, помечтать о глобальном. Это ключевой момент в позиционировании своей компании. Методисты в один голос говорят, что цель должна быть сформулирована ясно и без частицы «не», и сделано это должно быть в письменной форме. Иначе целеполагание будет работать в духе гоголевского Манилова с его воздушными замками, то есть останется на уровне пожелания, которому никогда не сбыться.

Итак, в начале нужно определить, что же компания делает и что хочет делать? Причем, определиться должен не только руководитель и его ближайшее окружение, но и как можно больше рядовых сотрудников.

Цели важно прорабатывать в двух направлениях. Сначала пройти метод индукции: от краткосрочных (маленьких) целей к глобальным, а затем пройти метод дедукции – от глобальных целей двигаться к краткосрочным.

Поскольку в российских компаниях бытует мнение, что SMART-постановка целей – это лучшая методика целеполагания. Здесь важно уточнить: каких именно? SMART – действительно прекрасный инструмент, но, в постановке краткосрочных целей. Когда все действия конкретны и все показатели измеримы. Эта методика работает скорее по императивной схеме от руководителя – к исполнителю. И опять же предполагает, что все важные и глобальные цели за сотрудника руководитель уже давно решил – ему остается лишь выполнять список изложенных краткосрочных задач.  Впрочем, поскольку мы начинаем работать с целями по методу индукции (от краткосрочных целей к глобальным), то в принципе можно начать построение целей со SMART и дальше стараться мыслить шире. 

2. Методология целеполагания
Почему нужно начинать с индукции?  Во-первых,  с него легче начать рассуждать,  во-вторых, данный метод хорош тем, что не дает возможность оторваться от земли и обсуждать  нереальные задачи. То есть, когда вы спросите о целях компании, романтичная часть сотрудников вам скажет, что хочет сделать мир лучше, но как именно (применительно к компании) это будет осуществляться – никто не скажет.

  • Первый этап (метод индукции): легче всего начать с того, чтобы попросить сотрудников написать на листке бумаги «какие задачи компания должна решить за полгода, а какие за год». Если сотрудников много, тогда составление целей можно проводить внутри каждого отдела. Затем цели обсуждаются за круглым столом. Сразу становится понятно:какие задачи важные, а какие выполняются автоматически, если вы работаете над «важными» задачами.
  • Второй этап (метод индукции): вы сдвигаете горизонт видения до трех лет. Дальше можно задумываться о пяти годах работы.
  • Третий этап попробуйте составить цели для компании на 20 лет вперед. А потом задействовать метод дедукции (движение от целого к частному).
  • Глобальная цель декларирует конечный результат, который вы хотите достичь со всеми сотрудниками.
  • Реализация подцелей каждого следующего уровня является необходимым условием достижения целей предыдущего уровня.
  • Цель должна описывать результаты, а не способы их получения. 
  • Подцели каждого следующего уровня не зависят друг от друга и выводятся друг из друга.
  • Базой дерева целей должны стать задачи, которые выполняются в определенные сроки.

В принципе, очевидно рассуждать можно только на полгода вперед, то есть четко и ясно вам удастся расписать лишь краткосрочные цели. Но грамотно сформулировать эти краткосрочные цели вы сможете только при наличии стратегических целей. В проработке краткосрочных целей вы опять же можете обратиться к методике SMART.

«Краткосрочные цели имеют горизонт планирования от месяца до года. Без долгосрочного планирования велик риск того, что ресурсы компании будут расходоваться хаотично», - говорит Анна Баранник, заместитель гендиректора рекламной группы «Успешные проекты», Санкт-Петербург.

Чем дальше мы заглядываем в будущее, чем яснее происходит понимание краткосрочных целей

3. Формулировка целей
Цель должна заряжать энергией. Произнося ее, сотрудник должен чувствовать импульс подняться и сразу что-то начать делать! Иначе сочинение целей не имеет смысла. Само формирование цели проходит два этапа. Сначала вам приходит идея, а дальше вам эту идею нужно правильно изложить.

Итак, как эта цель должна быть изложена:

  • Цель должна иметь глагол. Любой голливудский сценарист вам расскажет, чем главный герой блокбастера отличается от второстепенного тем, что всегда находится в действии (в движении). Все его действия выражаются глаголами: «пришел» - «завоевал» - «победил». Цели тоже должны содержать в своей формулировке «действие».
  • Важно, чтобы цель была достижимой. Каждый сотрудник должен понимать, что от него требуется для реализации конкретно этой цели.
  • Цель должна симпатизировать сотрудникам. Отвечать на вопрос: почему сотрудник работает конкретно в вашей компании.

Примерные цели для мебельной фабрики на 1 год: «Стать одной из лучших московских фабрик». 
На 3 года: «Стать одной из лучших фабрик в России»
10 лет: «Стать абсолютным лидером на мебельном рынке в России».
Хотя цели сформулированы правильно, они не говорят о том: как именно всего этого можно достичь.  В контексте краткосрочных целей сотрудникам обычно понятно, что и как делать. Но как писать подробный план на далеко идущие цели?
Итак, для достижения цели приведенной в качестве примера цели на 10 лет «Стать абсолютным лидером на мебельном рынке в России», важны следующие шаги:
a) Создание филиалов;
b) Пройти ценовой прессинг и т.д. (Важно расписать все пути достижения вашей глобальной цели).

4. Промежуточные вехи
После того как цель записана, важно теперь зафиксировать основные промежуточные вехи, пройдя через которые мы должны достигнуть нашу конечную цель. Эти промежуточные задачи бывают двух видов: качественные и линейные. Обычно они представляют собой краткосрочные цели.

  • Качественные
    Качественные задачи не заметны внешним наблюдателям, но они в конечном итоге приводят к успеху. Например, для мебельной компании из предыдущего примера качественными задачами могут стать:
    a) Автоматизация механизма обработки заказов.
    b) Усовершенствование системы закупок.
  • Линейные
    После совершения линейных действий всем сразу видны результаты. Например, логично, что увеличение рекламного бюджета ведет к увеличению продаж.

5. Реализация
В идеале рабочий день каждого руководителя должен начинаться с прочтения целей организации, чтобы он потом корректно мог составить план на сегодняшний день: отсеять ненужные дела и большую часть времени уделить ключевым задачам. Иначе, вас могут поглотить миллион второстепенных дел, которые никак не соответствуют настоящей глобальной цели компании.

Заключение
Важно помнить, что никакая самая благая и высокая цель компании не должна превращаться в догму. Ситуация на рынке постоянно меняется. И то, что хорошо сегодня, вовсе не означает, что будет благом завтра. Упрямство и упорство – два совершенно противоположных качества. К целям нужно подходить гибко и постоянно корректировать их, учитывая новые условия. Лучше всего пересматривать свои цели раз в три месяца, а глобальную цель компании можно корректировать не чаще одного раза в год.

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()