Правила успеха Уолта Диснея

27.06.2016

Спросите любого: «Кто такой Уолт Дисней?» - и вам гарантированно придет ответ: «Тот, кто делал лучшие мультфильмы на свете». Удивительное дело, но Дисней вовсе не был великим режиссером, сценаристом или художником, как принято считать, он был, прежде всего, гениальным бизнесменом, невероятно успешным продюсером и потрясающим визионером. Дисней говорил, что вся его жизнь подчинена нескольким чрезвычайно простым правилам. Попробуем вспомнить эти правила и посмотреть, как же Дисней их реализовывал.

1. Поддерживайте своих сотрудников, делегируйте им полномочия и вознаграждайте.
Полезное правило, которое Дисней реализовывал с самых первых шагов. Созданием мультфильмов Уолт был одержим с юности, но понимал, что для придумывания ярких образов, нужно обладать не только неукротимой фантазией (этого-то как раз Диснею хватало с лихвой), но и талантом рисовальщика. А вот художником Дисней был довольно посредственным, что, впрочем, не помешало ему окружить себя яркими и самобытными художниками, лучшим из которых был его верный друг Аб Айверкс. Аб Айверкс и Дисней понимали друг друга с полуслова – любая идея Уолта мгновенно воплощалась в рисунках Айверкса. Именно ему мы и обязаны появлением всех ключевых диснеевских персонажей – он придумал и Микки Мауса, и Дональда Дака, и пса Гуфи. Их сотрудничество складывалось так: управленческие функции оставались в руках Диснея, а Айверкс отвечал именно за творческую составляющую (за что и получал солидное вознаграждение – своих сотрудников Дисней высоко ценил).  

Слева направо: Уолт Дисней и Аб Айверкс, 1928г.

2. Сочетайте долгосрочное видение с краткосрочным исполнением.
Свою главную и, наверное, единственную ошибку Дисней совершил в самом начале пути. Когда Уолт и Айверкс придумали первого мультипликационного персонажа для серии фильмов – кролика Освальда – Дисней неосмотрительно передал права на образ кролика компании-прокатчику. Каково же было удивление Диснея, когда он узнал, что партнеры решили сменить контрагента – и заказывают мультики с Освальдом другим выпускающим компаниям. Никаких претензий Дисней высказывать не мог: права на кролика ему уже не принадлежали.
Этот урок Дисней запомнит на всю жизнь. Отныне и впредь он никогда не отдаст права ни на одного из своих персонажей стороннему лицу. Более того, при возможности – он будет покупать права на образы персонажей, придуманные другими художниками (да и вообще – яростно забирать права как таковые). Чего стоит, например, покупка студией Диснея права на экранизацию книжек о Винни-Пухе: в свое время автор сказок о медведе с опилками в голове Алан Милн продал права на экранизацию американскому продюсеру Стивену Шлезингеру, а после его смерти Дисней начал прямо-таки осаждать вдову продюсера с просьбами о продаже прав. В итоге, вдова сдалась – и студия Диснея получила одного из ключевых персонажей, который продается ничуть не хуже, чем Микки Маус или Дональд Дак. Уже после смерти Диснея его наследники продолжают исполнять заветы отца-основателя: чего стоит, например, сделка века по приобретению всех прав на вселенную «Звездных войн» у самого Джорджа Лукаса.

Микки Маус и Кролик Освальд

3. Любите своих клиентов и партнеров.
С работниками собственной компании он мог быть необычайно строг (порой даже – откровенно жесток, если дело касалось дедлайнов), но вот с ключевыми партнерами он был добрый маг и волшебник – расшибался перед ними в лепешку. История о том, как Дисней уговаривал писательницу Памелу Трэверс передать права на экранизацию «Мэри Поппинс» стала даже основой для голливудского фильма «Спасти мистер Бэнкса» (роль Диснея в этой картине блестяще сыграл Том Хэнкс). Дисней просто очаровал жесткую и чопорную Трэверс, тщательно охранявшую свою прекрасную няню Мэри, но после почти полугодовых уговоров Диснею удалось получить необходимое. В результате, у нас есть великолепный фильм с Джули Эндрюс в главной роли, и все мы, конечно же, помним, что такое supercalifragilisticexpialidocious.

Не меньших хлопот хлебнул Дисней и с самим Сальвадором Дали: в 1945 году Дисней пригласил великого испанца поработать над совместным мультфильмом в качестве художника-постановщика. Дали был дан полный карт-бланш: делайте, что угодно, но главное – сделайте мультфильм! Дали возился год, но не продвинулся дальше 20-секундного фрагмента и вороха сомнительных раскадровок. Тем не менее, Дисней исправно платил художнику гонорар. В конце концов, Дисней понял, что Дали скорее объест его до нитки своими немалыми финансовыми требованиями, нежели выдаст сколько-нибудь вменяемый продукт. Проект заморозили на неопределенный срок, но все наработки Дали тщательно сохранили. Уже в конце 90-х племянник Диснея Рой вытащил их из сейфа, чтобы француз Доминик Монфэри аккуратно восстановил эскизы знаменитого Дали – так получился мультфильм «Destino», который вышел на экран уже спустя много лет после смерти Диснея и Дали.

Сальвадор Дали и Уолт Дисней, побережье Испании 1957г., фото: kulturologia.ru

4. Уделяйте внимание деталям.
Детализация в фильмах Диснея – это его фирменный знак, никаких проходных персонажей, вся картинка должна жить, словно в реальности. И потому даже эпизодические персонажи в диснеевских фильмах порой оказывались чуть ли не более запоминающимися, чем главные герои. Этим его качеством восхищались все – критики в первую очередь.  Когда Киноакадемия награждала Диснея за «Белоснежку», то вместо одного «Оскара» Диснею досталось аж восемь – один большой, за собственно фильм, и семь маленьких, сувенирных – по одному за каждого гнома.
Но данное правило идеально сработало не только в области анимации - в знаменитом «Диснейленде», который Уолт считал своим главным детищем, детализации отводилось чуть ли не главное место. В «Диснейленде» нет проходных пространств, сказка живет здесь буквально на каждом квадратном сантиметре – все в легендарном парке подчинено цели создания волшебной атмосферы. Даже на стадии проектирования и создания первых эскизов парка Дисней тщательно лично отсматривал каждый рисунок и требовал от дизайнеров максимальной детализации каждого объекта парка. Наверное, поэтому «Диснейленд» уже много лет остается настоящим раем земным – как для взрослых, так и детей?

Диснейленд

5. Быть твердым, но гибким.
Дисней был одним из самых принципиальных продюсеров: своим идеологическим убеждениям он ни на секунду не изменял. Ярый антикоммунист, он вел яростную борьбу со сценаристами-коммунистами, активно рассуждал о «красной угрозе», но, тем не менее, разрешал советским мультипликаторам (например, тому же Иванову-Вано) проходить стажировку на своей студи, при условии, конечно, что они не занимаются социалистической пропагандой.

Справа - Иван Петрович Иванов-Вано, 1928г.

6. Видеть перспективу.
Дисней всегда пребывал на острие технологического прогресса: в кино приходит звук – Дисней начинает немедленно снимать звуковые фильмы («Пароходик Вилли» в одночасье прославил Микки Мауса), становится популярным цвет – Дисней немедленно начинает осваивать цветную мультипликацию, а затем – и замахивается на полнометражную картину. Как результат - «Белоснежка и семь гномов» вовсе не смотрится архаично, а радует детей и взрослых и спустя почти 80 лет после своего создания.

Умирая от рака легких, Дисней всецело полагаясь на науку, по одной из версий (официально, впрочем, не подтвержденных), он завещал поместить свое тело в криогенную камеру, где он и лежит до сих пор, ожидая, пока человечество научится бороться с раком. И, кто знает, – может быть, уже через несколько десяток лет Дисней очнется от криосна, вернется на студию, строго оглядится по сторонам и тщательно начнет проверку среди нынешних сотрудников всех своих правил. Впрочем, судя по тому, что компания Disney не бедствует, его последователи справляются с делом хорошо. 

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()