Бизнес — это, в первую очередь, умение принимать решения. Вам, уважаемые предприниматели, это приходится делать каждый день, перелопачивая горы информации, учитывая и отвергая факторы, обстоятельства и нюансы. И вы знаете, что умеете принимать решения.
Однако в процессе поиска особо важных решений даже очень компетентный и уверенный в себе человек испытывает потребность в одобрении, подтверждении или совете. Ему необходимо проверить, не упустил ли он что-нибудь, увидел ли скрытое. В таких ситуациях во весь рост встает вопрос: с кем посоветоваться? А под «ложечкой» начинает жечь нечто очень похожее на чувство одиночества капитана.
Когда супруга — не союзник
Говорят, что первый и последний президент СССР Михаил Горбачев по вопросам управления страной советовался со своей супругой. Ее, кстати, в отличие от жен его предшественников, знала вся страна. Так что, может и правда советовался. Не эти ли советы и помогли убрать Советский Союз с карты мира?
Нет, мы ничего не имеем против Раисы Максимовны Горбачевой как человека. Мы не сторонники гендерных ограничений. Мы не отрицаем, что есть женщины, которые ни в чем не уступают мужчинам и даже превосходят их.
Мы хотим лишь сказать, что не по всем вопросам следует советоваться с женой. Именно с женой, а не с женщиной вообще. Ибо супруга — хранительница семейного очага. И рассуждать она будет именно как хранительница, а не как управленец, даже если у нее мозг Энштейна и диплом экономфака самого престижного вуза.
Внутри она, конечно, будет понимать, что глава семьи никогда не примет решений, которые могут поставить под угрозу благополучие семьи. Но она знает, что бизнес — это риск. И если женская интуиция подскажет, что риск есть, пусть даже минимальный, то вашим союзником она никогда не станет.
Почему возникает близорукость
В роли коллективного советника часто выступает топ-менеджмент компании. Неплохой вариант, если вы уверены в компетенции и объективности своих ближайших сподвижников. Но уверены ли?
Ведь эти люди, скажем честно, в той или иной мере зависимы от первого лица. И потому вряд ли будут отстаивать свою точку зрения, если поймут, что у вас иное мнение.
Во-вторых, у них, как у большинства обычных людей, может возникнуть соблазн использовать обсуждаемые изменения в личных интересах в ущерб интересам бизнеса. Знакомо, не правда ли?
В-третьих, они понимают, что кардинальное решение может вывести их из зоны устоявшегося комфорта. А зачем, если процессы налажены, все вроде как работает без сбоев и нет никаких видимых поводов что-то менять.
Кстати, об умении видеть. У высшего руководства компании часто возникает «близорукость» из-за того, что персоны, в него входящие, мыслят одними и теми же категориями. Потому что долгое время «варятся в одном котле». Им бывает трудно взглянуть на ситуацию со стороны, заметить поводы для новых возможностей развития. Справедливости ради отметим, что замыленный взгляд на окружающую бизнес-действительность бывает присущ и первому лицу.
Как новичок компанию поднял
Увидеть невидимое проще новому для компании человеку. Естественно, при условии, что он обладает соответствующим уровнем компетенций.
Вот хороший пример работы свежего взгляда, описанный в книге известных бизнес-консультантов Джеральда Надлера и Шозо Хибино «Мышление прорыва».
В крупную компанию, производящую потребительские товары, посыпались жалобы оптовиков на большой процент поврежденной продукции, получаемой со складов компании.
В ходе изучения проблемы было установлено, что повреждения происходят на погрузочных платформах из-за высокой доли ручного труда. В качестве решения руководство компании видело повышение уровня автоматизации погрузки.
Однако инженер, только что пришедший в компанию, предложил не автоматизировать погрузку на разветвленной сети небольших складов, а... продать их. Взамен же создать несколько крупных региональных хранилищ, куда продукция будет доставляться прямо с предприятий компании. В результате, заявил он, не только уменьшится количество пунктов ручной обработки грузов, но и сократятся сроки поставок и необходимый уровень запасов на складе.
После долгих дебатов предложение нового специалиста было принято. Время показало, что это было верное решение. Его реализация дала компании экономию в сотни миллионов долларов, а конкуренты были вынуждены провести аналогичную реструктуризацию, чтобы избежать краха.
А все потому, что новичок не сосредоточился лишь на локальной задаче совершенствования способов погрузки, он сумел заглянуть дальше и увидеть решение проблемы в создании иной системы распределения продукции в национальном масштабе.
Кто не ищет места под солнцем
Вряд ли вы отказались бы иметь в своей команде такого «волшебного» человека. Кстати, вполне возможно, что, он у вас уже есть. Присмотритесь к своим работникам, в особенности к тем, кто пришел недавно. Попробуйте привлечь их к поиску решений, дайте им определенную свободу действий, прислушивайтесь к их доводам, поощряйте их желание проявить себя. Может оказаться, что сотрудник, скромно сидящий на совещаниях на крайнем стуле, и есть тот самый «самородок», который вам нужен.
Другой вариант найти советника - пригласить его со стороны. Сторонний профессионал ценен тем, что он от вас не зависит, а значит, будет говорить вам не только то, что вы хотели бы слышать. В тоже время он объективен и непредвзят, так как ему не надо отвоевывать себе место под солнцем в вашей компании.
Понятно, что он должен иметь большой практический опыт руководства бизнесом, знать бизнес-процессы до тонкостей, понимать, что и как нужно делать, чтобы ваш бизнес реально развивался. Это должен быть человек, умеющий находить болевые точки компании, ставить правильный диагноз и отыскивать эффективные методы «лечения».
Поверьте, такие люди есть, они востребованы, их услугами пользуются не только начинающие предприниматели, но и маститые зубры бизнеса, когда понимают, что пришло время найти новые пути развития своего дела.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()