Как стать эффектным оратором: cемь советов по технике речи

01.01.1970

От того, насколько вы владеете речью, будет зависеть удастся ли вам получить инвесторов, сумеете ли вы убедить клиентов в уникальности продукта, а также под силу ли вам будет мотивировать свою команду. Умение хорошо владеть речевым аппаратом – один из ключевых навыков руководителя. К счастью, оратором необязательно родиться, им можно стать, если следовать рекомендациям по ораторскому искусству.

До революции предмет «риторика» был обязательным в школе, но в советское время дисциплина оказалась ненужной - ее убрали из программы, что в дальнейшем привело к деградации культуры речи. Долгие годы наши граждане отличались молчаливостью, вызванной отнюдь не скромностью, а неумением излагать свои мысли. Сегодня интересных ораторов в публичном поле у нас до сих пор крайне мало. «Президент Путин – безусловно – блестящий оратор, который «берет» публику логикой, содержательностью и информативностью. Жириновский, напротив – эмоциями, эпатажем, энергетикой, у него всегда интересные и смешные ассоциации и метафоры. Прекрасна Хакамада – стильная, яркая, харизматичная», - рассказывает Александр Рандэльф, основатель и тренер центра риторики ораторского искусства «Академия Риторис». Кроме того, развивая речь, вы развиваете также мышление. Известный автор книг и видеопрограмм на тему бизнеса Брайн Трейси говорит, что большинство успешных людей имеют большой словарный запас и умеют ясно выражать свои мысли. 

Стереотип о том, что оратором нужно родиться, опровергли многие выдающиеся люди: Авраам Линкольн обладал неприятно высоким тембром голоса и провинциальным акцентом, Уинстон Черчилль шепелявил и заикался, Маргарет Тэтчер срывалась на высокие ноты, но после долгих занятий ораторским искусством снискала себе прозвище «железная» леди.  Ниже мы приводим семь важных советов, которые сделают вашу речь яркой и запоминающейся.

1. Делайте паузы
В начале выступления должно быть не слово, а …пауза! Продуктивная работа с залом возможна только после установления зрительного контакта с максимально возможным числом слушателей. Историки уверяют, Адольф Гитлер неизменно открывал свои выступления оглушительным молчанием, которое тратил на внимательное всматривание в лица зрителей, чтобы начать речь в полной тишине и почти шепотом, постепенно наращивая скорость, громкость и энергичность речи.
Почему столь действенная схема не используется ораторами?! Ведь 90% выступлений, на которых зрители сразу засыпают, начинаются с банальных «какое удовольствие видеть вас здесь», «я с трепетом отношусь к вашей компании» и прочей комплиментарности, которая часто, к сожалению, воспринимается как лесть. Еще один вариант мощного вступления – это слом шаблона. Хрестоматийный, крайне опасный и экстравагантный пример: глава компании по производству керамики, чтобы доказать качество продукции, внезапно швырнул блюдо на пол. Шок и аплодисменты!

2. Будьте энергичным
Оратор должен быть лидером аудитории, а не развлекающим аниматором. И в этом поможет действительный залог или «я – послания», делающие речь энергичной и мощной, а вот предложения в страдательной форме, напротив, убьют доклад и «похоронят» репутацию оратора. Для сравнения: «я сделаю это» - позиция лидера, а «будет проводиться политика» - человека слабого и безвольного. Жозе Мауриньо не зря носит титул главного футбольного оратора, потому что его публичные высказывания – всегда от первого лица: «Если бы я искал легкую работу, то остался бы в «Порту». Великолепное голубое кресло, Кубок Чемпионов, Бог, а после Бога – я…Любите вы меня или нет, но я единственный, кто выиграл три важнейших в мире чемпионата. Так что, возможно, люди должны называть меня не «особенным», а «единственным».  
   
Жозе Мауриньо                                  

3. Меньше цифр, больше эмоций
Обилие статистических данных, уверяют эксперты, утомляет слушателей. Исследования показывают, люди запоминают только один пример с цифровыми данными. Идеально, если числа будут поданы с интересным сопоставительным фактом: к примеру, количество клиентов в 5 миллионов можно сравнить с населением таких стран как Норвегия или Дания. Эксперты советуют спикерам искать такую форму подачи скучного материала, которую бы с удовольствием слушали и подросток, и пожилая женщина.
Выступление на сцене – это отражение личности оратора, а потому, уверяют специалисты, сколько искренности и честности человек вкладывает в свою речь, столько и получает внимания, интереса и доверия от аудитории. Не стоит пытаться развлечь публику анекдотами «с бородой» или всем известными шутками, лучше всего зрители воспринимают забавные истории из жизни самого оратора или опыта его коллег и друзей: «однажды я попал в ситуацию» или «мой друг рассказал мне…». Самоирония – вообще бесценна.


Борис Джонсон
Например, экс-мэр Лондона, а ныне глава британского МИДа Борис Джонсон не стеснялся рассказывать публике историю о том, как однажды проезжающий мимо велосипедист показал ему средний палец. Эксцентричный мэр БоДжо без тени смущения трактовал сей жест как «людям просто очень нравятся новые велодорожки»! А заявление мэра о том, что он красит волосы, не обсуждали только ленивые.

4. Будьте искренним
Быть максимально искренними советуют ораторам и знаменитый журналист Ларри Кинг: «Этот принцип никогда вас не подведет ни в журналистике, ни в любой другой сфере общения. Поделитесь со своими слушателями или зрителями тем, что с вами происходит прямо сейчас, и что вы в данную минуту ощущаете». Интересно, что в своей книге знаменитый ведущий анализирует речи даже …для похорон – и он категорически отвергает реплики «я знаю, что вы чувствуете», «это такая трагедия» или «какая ужасная потеря» из-за их пустоты и оценочности. Важно, считает Ларри Кинг, искренне рассказать о своих самых теплых и трогательных воспоминаниях об ушедшем человеке: «Я никогда не забуду, как лежал в больнице, и Джон сумел выкроить время, чтобы навестить меня в пятницу вечером, хотя шел проливной дождь, а он только что приехал домой из Нью-Йорка. Родственники благодарно улыбнулись».

Ларри Кинг

5. Говорите коротко
Эксперты предупреждают: выступление не должно превышать двадцати минут – это предел человеческого внимания. Самая лучшая речь Уинстона Черчилля состояла из одного-единственного предложения: «Никогда не уступайте, никогда не уступайте, никогда, никогда, никогда – ни в чем, ни в большом, ни в маленьком, ни в великом, ни в никчемном, – никогда не уступайте ничему, кроме своей чести и здравого смысла!» Политик вообще буквально разговаривал афоризмами: «я взял от алкоголя больше, чем он забрал у меня», «копить деньги — вещь полезная, особенно если это уже сделали ваши родители», «человеку можно простить все, кроме плохой речи».

Стив Джобс

Один из лучших ораторов нашего времени – Стив Джобс много двигался, говорил понятным языком, широко улыбался, часто шутил и обращался к залу с вопросами. Драматургия его выступлений: существует проблема – мы предлагаем решение, а метод удержания публики в напряжении – уловка «есть еще одна вещь», которая заставляла публику ждать сюрприза. Даже Билл Гейтс, признавался, что всегда восхищался умением своего вечного конкурента делать настоящие события из презентаций новых продуктов: «Он всегда точно знал, что скажет со сцены, но выглядело это так, будто он придумывает слова на ходу».

6. Следите за жестами
Эксперты уверяют, вербальные средства выражения – то есть слова – влияют на публику лишь на 7%, а вот невербалика – мимика, жесты, интонация – на остальные 93%. Выходит, окончил актерские курсы, освоил технику воздействия на публику – и ты оратор? Не совсем так.
Лидером, как однажды признался Александр Бовин, спичрайтер Леонида Брежнева, может стать только…выдающаяся личность. А Константин Райкин, режиссер и актер, как-то заметил, «чтобы актeр увлeк зал, он сам должен увлечься». Вывод один: заставить себя слушать и слышать сумеет только личность. А что такое личность? Квинтэссенция таланта, ума и работоспособности, лучшая версия самого себя.


Константин Райкин

7. Осознавайте смысл: для чего вы сейчас стоите на сцене
«Самое важное в моей работе с клиентом, который мечтает стать оратором – найти его индивидуальный стиль, образ. Поэтому ораторское мастерство – не просто правила риторики и техники поведения на сцене, а серьезный и глубокий самоанализ. Человек, прежде всего, должен ответить на вопросы: зачем я иду на сцену, что я хочу сказать аудитории, и как в результате поменяются люди, пришедшие в зал? Вы можете выступать, чтобы вызывать агрессию, а можете нести энергию позитива и конструктива. Вы можете заставить публику задуматься и найти ответы на давно мучившие вопросы. Но это дает не техника, а только ваш внутренний мир» - Ирина Ишимникова, актриса, автор и ведущая тренинга «Актерское мастерство для бизнеса и жизни».

Заключение:
В дореволюционной России почти в каждой школе и университете преподавалась риторика, но в советское время ее запретили, поскольку свободные и яркие люди были бы опасны. Демократическая система и рыночная экономика, к которым мы движемся, основаны на принципе «убеди меня!», поэтому сегодня всем руководителям необходимо хорошо владеть своей речью. К тому же, речь не только развивает культуру мысли, но и меняет менталитет общества в целом.  

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()