Как разрешить корпоративный конфликт?

01.01.1970

Конфликт акционеров «ВКонтакте», конфликт интересов собственников в «Юлмарте», борьба в Biglion - даже самые успешные игроки рынка сталкиваются с проблемой корпоративных конфликтов. Ниже мы рассмотрим: их виды и возможности преодоления.

Наша услуга «Разрешение конфликтов» помогает решать проблемы, возникающие между собственниками компании.

Чаще всего конфликты выглядят как межличностные (несовпадение характеров и темпераментов), но разгораются они, как правило, из-за организационных и финансовых противоречий. Обычно конфликт характеризуют два компонента: ограниченность ресурсов, которые вынуждают собственников воевать, и негативное отношение друг к другу (иначе стороны могли бы договориться).

Кроме того, важно помнить, что лучший бой – это тот, которого не было. Конфликт всегда лучше предотвратить на начальной стадии, вместо того чтобы потом отвоевывать компанию, сидя с адвокатами в зале суда. 

Эксперт «Центра Деловых Инициатив» Дмитрий Серых: Я еще не встречал компанию, в которой нет конфликта собственников. Но самый страшный конфликт – это когда собственник один, и у него конфликт с самим собой. Помню, как однажды на совещании я спросил у собственника: «У вас есть мнение на этот счет?». Он громко и уверенно ответил: «Да!... Но я с ним не согласен!».
 

Самые часто встречающиеся типы корпоративных конфликтов:

1. Конфликт между акционерами - в основном, это конфликт между бывшими друзьями, которые долгие годы доверяли друг другу. Или как в случае с «Лабораторией Касперского» между бывшими супругами.

Наталья Касперская - председатель совета директоров "Лаборатории Касперского" и гендиректор компании Infowatch, в интервью «Коммерсанту» призналась, что высокое доверие, которое есть изначально в семейном бизнесе, создает больше конфликтов впоследствии: «Если между совладельцами существует тесная связь, расторжение брака еще долго будет очень сильным раздражителем, что сказывается на бизнесе отрицательно. Слишком эмоциональные отношения в конце концов вызвали в нашей компании корпоративный конфликт спустя много времени после развода».

Обычно данный конфликт разворачивается по следующему сценарию: один акционер желает избавиться от другого. Конфликт сопровождается повышенным эмоциональным градусом и носит межличностный характер.

Если вы хотите быстро и спокойно разрешить конфликт в вашей компании, то позвоните нам прямо сейчас!

2. Конфликт между акционером-руководителем и другими акционерами - зачастую акционер-руководитель разговаривает с другими акционерами как с подчиненными, а кошелек компании путает со своим собственным.

Так сложилось, что в России акционер, у которого более 50% доли в компании, может практически не считаться с правами других участников (акционеров), что приводит к противоборству сторон. В этом случае юридическое противостояние между акционерами может носить самый непредсказуемый характер.

Эксперт «Центра Деловых Инициатив» Дмитрий Серых: «Конфликт между собственниками обычно выглядит так: один хочет быть мастером спорта международного уровня в данной сфере, а другой рад тому, что они победители на районных соревнованиях и ничего больше ему не нужно.  И вот тут начинается: кто больше, кто меньше работает.  Впрочем, рассудить помогает конституция, в которой написано, что большими полномочиями обладает тот, у кого наибольшая доля в компании. Скажем, у одного – 51%, у другого 49%.  Действуем так: ты (51%) - назначаешь генерального директора, а ты (49%) - финансового. И финансовый должен построить такую систему, чтобы генеральный был в рамках. Кроме того, антикризисную команду важно формировать так, чтобы купировать этот конфликт».

Иванов Олег, психолог, конфликтолог и руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов: «Конфликты не стоит воспринимать только лишь как негативное и разрушительное явление. Благодаря конфликтам мы развиваемся, учимся и добиваемся успехов».

3. Конфликт между акционерами и наемным генеральным директором – обычно возникает между собственниками и наемными топ-менеджерами.
Расхожая практика, когда наемные топ-менеджеры превышают свои должностные инструкции, а также прибегают к финансовым махинациям. Хотя гендиректора не имеют законного механизма препятствовать своему увольнению, они могут навредить предприятию подписанием подложных документов, а также отстаивать свои права в суде. Не случайно правительство недавно даже заговорило о том, чтобы лишить трудового кодекса гендиректоров. Проблема в двойственном статусе гендиректора: с одной стороны, он является исполнительным органом, с другой, - наемным сотрудником. Вопрос получил новый виток полемики в свете скандала вокруг премии гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова в 95 млн руб, которую он сам себе назначил. Кроме того, судебные разбирательства могут идти годами, поскольку все финансовые тяготы о рассмотрении дела полностью ложатся на плечи собственников компании, а не наемных директоров.

Также конфликты между акционерами и гендиректорами могут быть в том случае, когда часть акционеров выдвигает своего топ-менеджера, а другая часть делает все возможное, чтобы руководящий пост занял их ставленник. Подобный конфликт разгорелся не так давно в компании Volkswagen, что, в итоге, привело к тому, что ведущий автопром стал терять позиции.

Эксперт «Центра Деловых Инициатив» Сергей Ефимов: «Иногда с собственниками случаются разные проблемы, и я могу поддержать руководителя, помочь снова поверить в свои силы. Например, часто люди находятся в состоянии акционерного одиночества. Им не с кем обсудить «узкие места» своей компании. В бизнес-сообществах они вроде бы состоят, бизнес-партнеры тоже имеются, но доверительных отношений нет. Я не говорю, что собственник должен мне «раскрываться». Пусть он сам себе раскрывается через общение со мной. После нашей беседы он начинает сам понимать: двигаться ему дальше или не двигаться?
 

4. Рейдерский захват – силовой метод борьбы с основным собственником компании. Подобный рейдерский захват пережил основатель компании Biglion Олег Савцов, у которого произошел конфликт с другим акционером его компании - директором фонда ru-Net  Александром Павловым.

Дерзкий и грубый метод, который рассчитан на то, что основатель растеряется. К тому же, правоохранительные органы и суды обычно сильно затягивают разбирательства дел такого рода.

Андрей Комиссаров, адвокат, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры»:
Имеется как широкая вариативность корпоративных конфликтов, так и способов их решения. Так, в случае неправомерного списания со счета акционера ценных бумаг (акций), возможно предъявление иска о возврате такого же количества акций от лица, на счет которого они были зачислены.
Если были допущены нарушения в порядке созыва и проведения общего собрания акционеров общества, то надлежащим способом защиты будет являться предъявление требования о признании недействительным решения общего собрания.
Распространенным способом защиты является оспаривание крупных сделок и сделок с заинтересованностью.
Если один из акционеров дестабилизирует работу общества, то имеется возможность предъявления иска об исключении такого участника из общества.
Также возможно предъявление иска к директору о возмещении убытков, причиненных обществу, его виновными действиями.

Возможные решения

Еще Энштейн говорил, что решение любой проблемы лежит выше той плоскости, в которой она находится. Для того чтобы конфликтующие стороны могли достойно выйти из противоборства, им надо помочь подняться над своими интересами и увидеть общие цели компании. Только мысли об общем деле помогут отказаться от своих эгоистических упрямых требований. Это вовсе не значит, что вы проигрываете, - вы просто делаете мудрый выбор в направлении светлого будущего компании.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов: «Для разрешения корпоративных споров и конфликтов предлагаю прибегнуть с помощи профессионального конфликтолога или медиатора. Им также может стать  любой другой человека, чей авторитет признается сторонами конфликта. Третья сторона должна обеспечить необходимую коммуникацию между участниками спора, при этом не вмешиваться в сам конфликт и не принимать ничьей стороны – это называется процедурой медиации. Применение медиации помогает значительно снизить «градус напряженность» и продолжить в дальнейшем развивать партнерские отношения между сторонами конфликта». 

Поскольку универсальных методов разрешения корпоративных конфликтов нет, то везде нужно работать индивидуально. Впрочем, самые частые методы, которые помогают выработать стратегию в разрешении конфликтов следующие:

  • Сбор досье на собственников,
  • Нахождение слабых мест у разных сторон конфликта для дальнейшего использования в своих целях,
  • Создание мер для защиты информации,
  • Сбор доказательств противоправных действий,
  • Юридическая консультация.

Заключение:
Конфликт между акционерами - самая распространенная проблема, с которой сталкивается 80% компаний. Но важно помнить, что лучший бой – это тот, которого не было. Поэтому конфликт всегда лучше предотвратить на начальной стадии, вместо того чтобы потом отвоевывать компанию, сидя с адвокатами в зале суда. 

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()