Бизнес в стиле фанк

01.01.1970

Бизнес «в стиле фанк» – это бабочка, вылупившаяся из гусеницы. Следующая ступень эволюции бизнеса. Абсолютный must have. Не верите? Спросите у Google или Apple :)

Все компании, действующие «сегодня», были вынуждены преобразовать себя «вчера». Те же, кто себя не преобразовал, либо обанкротились, либо были поглощены конкурентами.

Для такой постановки вопроса сложились вполне конкретные предпосылки, и не только в России. Перед зарубежным бизнесом стоят абсолютно те же задачи – трансформируй себя, или исчезни. Сегодня любой бизнес вынужден жить и действовать в современном ритме – «ритме фанк». Для него нет выбора «либо да, либо нет». Или бизнес действует в стиле фанк, или не действует вообще. Это законы исторической неизбежности, которые невозможно преодолеть. Их нужно просто знать, и вовремя – уже сейчас – поставить на службу собственному бизнесу.

Что такое «бизнес в стиле фанк»? Фанк – это другая, иная музыка. Другая, иная компания. Другой, иной стиль жизни.  Современные технологии стремительно ворвались в бизнес, ежедневно меняя людей и компании до неузнаваемости. Кто успевает за изменениями, тот каждый день становится «иным», не таким, как вчера.

Что отличает «компании в стиле фанк» от своих ортодоксальных коллег? Первые подчиняют себе сердца потребителей, новые рынки сбыта и... вторых. Что отличает «сотрудников в стиле фанк» от своих медлительных коллег, мыслящих по учебникам и шаблонам? Первые идут вверх по карьерной лестнице, учатся новому, фонтанируют идеями, полностью отодвигая в тень вторых. Быть иным, жить в стиле фанк – это умение жить в гармонии с изменениями, и уметь эти изменения применить себе на пользу.

История учит тому, что все уже происходило бесчисленное множество раз

Компаниям, как высшей степени бизнеса, всего-то 150 лет. Все началось в 1850 году, когда появились фабрики – первые бизнес-компании, отличающиеся иерархией и структурой. Первые руководители таких фабрик были юристами, которые «на ходу» писали юридическое сопровождения для новых явлений в экономике.

В 1900 году пришла техническая революция: железнодорожные пути, новые типы энергии, автоматический транспорт и пр. В этот период на смену руководителям-юристам пришли руководители-инженеры – мастера, которые и сами могли с железом управляться, и рабочих своих научить. Юристам не хватало умений руководить в новых условиях, поэтому они стали наемными работниками. 

К 1980 годам появились действительно большие компании, вроде IBM или ABB. Теперь не стало хватать навыков руководителям-мастерам, уже не успевающим за развитием экономических моделей и бизнес-процессов. Так появились первые директора-магистры бизнес администрирования (МВА). Они с успехом взяли на себя управление финансовыми и людскими ресурсами, что позволило инженером скинуть непосильное бремя управления со своих плеч, спокойно вздохнуть, и... также, как и в свое время юристы, стать работниками на зарплате.

Как вы видите, прогресс не остановить. Либо вы адаптируетесь, либо сходите с дистанции. А знаете, что за эти 150 лет, несмотря ни на что, оставалось неизменным – до недавнего времени? Организация компании, ее иерархия. Наверху сидит босс, под ним замы, и далее по сценарию. Но что же мы видим сейчас?

Когда в 1994 году появился Интернет, появилась и возможность отказаться от традиционной иерархичной организации работы компании. Теперь сотрудники одеваются по-разному и носят растительность на лице, в офисе с каждым годом становится все меньше сотрудников, так как многие работают удаленно, а часть их функций отдается на аутсорсинг... И вот мы пришли к тому, с чего начали. Одни в составе огромных классических компаний «впахивают» с утра до ночи, а другие командой из 10-15 человек делают миллионы евро. Основным ключом к успеху становится человеческий ресурс, а не финансовые пирамиды МВА-менеджмента.

Юристы, технологи, магистры... Какой он – следующий управленец?

А следующим в этой эволюционной цепи должны стать мы с вами – люди, зарабатывающие деньги с помощью других людей. МВА-управленцы любят фокусироваться на технологии. Они верят, что внедрением той или иной технологии можно залатать брешь в бизнесе. Это неудивительно, ведь их так учат.

Проблема в том, что технология сейчас доступна любому в избытке. Но не технология делает людей, а люди технологию. Например, тот же Apple. Разве технология сделала из нее великую компанию? Нет. По некоторым позициям те же IPhone уступают смартфонам на системе Android. Все дело в том, как сотрудники «Яблока» смогли адаптировать эту технологию для нас, обычных пользователей, как они создали вокруг этой технологии ажиотаж, выстроили окружение и сопровождение.

Дело не в совершенствовании технологии, не так важны и перемены в стратегии. Почему ваши ТОП-менеджеры в пиджаках и галстуках уже долгое время не способны «родить» ни одной свежей идеи, а бородатый мужик в «бабушкином» свитере по имени Дмитрий Шоломко1 с помощью своих авторских идей сумел усовершенствовать «традиционный поиск» Google в масштабах целой страны?

Важна перемена в отношении людей. Вы работаете для них, они работают для вас. Времена МВА-менеджмента уходят в прошлое, и скоро все они станут наемными рабочими. Дальше будет управленец в стиле фанк – «иной» руководитель, который работает с людьми, и делает это весело.

Стань другим, работай с людьми, делай то, что никогда не делал!

«Бизнес в стиле фанк» – это не только модель бизнеса, но и посвященная ей бестселлер Кьела Нордстрема2, опубликованный в 1999 году. В своей книге Нордстрем описывает три шага, которые должен предпринять руководитель на пути к изменению модели бизнеса.

Первое – должна быть перемена в руководстве. Все знают пословицу: «рыба гниет с головы». Однако мало кто знает, что практически дословные ее аналоги есть во многих языках мира. Просто это мудрая пословица. Бизнес – это зеркальное отражение руководителя. Конечно, руководитель должен изменить свое отношение к бизнесу, открыться переменам, и тогда бизнес начнет отзеркаливать и изменяться также. В силах руководителя в любой момент «зажечь» своих сотрудников, вдохнуть жизнь в свой бизнес. В нашем блоге вы сможете найти массу полезных статей как раз на эту тему. Но есть и еще кое-что. Будущий руководитель – это разносторонний психолог и коммуникатор. Ваш круг общения не должен ограничиваться партнерами по бизнесу и коллегами. Общайтесь с представителями других профессий: врачи, артисты, художники, музыканты и пр. Учитесь смотреть на самые простые вещи под другим углом.

Второе – работайте с людьми. Принимайте на работу людей на основании их отношения, а не компетенций. Вы без труда сможете научить сотрудников телекоммуникациям, языкам, маркетингу и тому подобным вещам. Однако поменять их отношение (attitude) гораздо, гораздо сложнее. Это так называемая «вечная мерзлота» – люди, сопротивляющиеся всему. Найти подходы к ним реально сложно. В нашем блоге размещено несколько эффективных кейсов на этот счет. В любом случае, 45–55 % вашего персонала будет потеряно в процессе преобразования бизнеса. Это именно те люди, которые противятся изменениям и «не слушают фанк». Они либо не способны, либо ленивы, либо и то, и то одновременно. Наберите новых, с правильным attitude.

Третье – делайте то, чего раньше не делали. При помощи 15 человек можно построить компанию в 1 млрд евро. 15 человек = 1 млрд евро. Сегодня мы имеем то, чего не имели, когда делали первые шаги в бизнесе – рынки для всего. Мы можем закупить сырье, заказать дизайнерские, бухгалтерские и HR услуги. Все, что угодно. Нет нужды иметь все это внутри бизнеса.

В качестве примера рассмотрим феномен Just5. Эта российская компания создала первый в своем роде отечественный мобильный телефон, который стал продаваться на Wal-Mart и Amazon. Стильный корпус, очень большие кнопки, одна единственная мелодия и радио. Вы могли видеть этот мобильник в офисах продаж «Мегафон» и «Билайн». Телефон, призванный упростить пенсионерам пользование мобильной связью, покорил хипстеров, байкеров, рыбаков и даже бизнесменов.  В 2010 году Just5 реализовала около 200 000 аппаратов, а ее выручка составила примерно 20 млн $. При этом в компании работает всего-то 6 человек – 2-е (включая генерального директора) в московском офисе, 2-е в Лас Вегасе, и 2-е в Риге. Таким образом, каждый сотрудник зарабатывает для Just5 более 3 млн $. Бухгалтерия, логистика и юридическое сопровождение – все это отдано на аутсорсинг.

Сегодня мы имеем рынки и ниши, где бизнес может оставаться гибким, сохраняя малый размер. Внутри бизнеса нужно оставлять то, что является его конкурентным преимуществом и создает основные компетенции. Все остальное можно купить или заказать.

Так что же нужно для бизнеса «в стиле фанк»? Во-первых, поменять «голову рыбы». Во-вторых, собрать команду с иным, «фанковым» отношением. В-третьих, нужно делать те вещи, которые до этого ваша компания не делала. Как видите, это не высшая алгебра, а просто деятельность в стиле «фанк». «Язык действий», на котором уже завтра заговорит весь мир.


1. Дмитрий Шоломко – региональный консультант Google на Украине. Несколько лет он был едва ни единственным сотрудником украинского офиса, пока в 2010 г. не было принято решение о расширении, причиной чему послужила высокая динамика роста бизнеса в стране.

2. Кьел Нордстрем – профессор Стокгольмской школы экономики. Журнал Business Week включил его в пятерку лучших в рейтинге International Guru League Table. Автор бестселлера «Бизнес в стиле фанк». Это книга о новой экономике, современных направлениях экономического развития и о том, что это означает для стран, корпораций и отдельных людей.

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()