Совет директоров Банка России 29 января сохранил ключевую ставку на уровне 11%. Повысился риск ускорения инфляции, объяснил ЦБ, ухудшение ситуации на мировых сырьевых рынках потребует дальнейшей адаптации российской экономики.
Еще в декабре регулятор прогнозировал прирост потребительских цен в 2016 г. на 6%. Но за время, прошедшее с декабрьского заседания, возросли риски для ценовой стабильности, пишет ЦБ. Теперь регулятор пишет о “примерно 10%” инфляции по итогам января, 8-9% - по итогам I квартала и “менее 7% - в январе 2017 г.”. До целевого уровня в 4% инфляция снизится в конце 2017 г., рассчитывает ЦБ. Однако признает, что риски отклонения инфляции от цели в конце 2017 г. возросли.
В том, что ставку не изменят, были уверены все опрошенные агентством Bloomberg экономисты. Замедление инфляции в январе после декабрьских 12,9% – это эффект базы и снижения покупательной способности населения из-за падения реальных доходов и зарплат. Однако снижение курса рубля заставляет опасаться ускорения инфляции в дальнейшем.
Цены на нефть в 2016-2017 гг., вероятно, окажутся ниже, чем предполагалось в базовом сценарии, пишет ЦБ. Снижение ВВП в 2016 г. поэтому “будет более значительным, чем прогнозировалось ранее в базовом сценарии”. Период дополнительной адаптации может занять несколько кварталов. Темп прироста ВВП выйдет в положительную область в 2017 г., но будет низким.
Если цены на нефть останутся на низком уровне продолжительное время, то это приведет к еще большему увеличению инфляционных рисков и рисков для финансовой стабильности, а также к необходимости более масштабной адаптации экономики к новым условиям. В этой ситуации Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики.
Это уже не пауза в понижении ставки, теперь можно говорить, что цикл смягчения денежно-кредитной политики ЦБ завершен, комментирует Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала». Очевидно, что больше снижения ставки в 2016 г. не будет, соглашается экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Возможность понижения ставки она видела во II квартале, но теперь на эти месяцы будет транслироваться инфляционный эффект январской девальвации рубля. Существуют риски, что во II квартале 2016 г. годовая инфляция ускорится, в том числе из-за эффекта низкой базы, пишет ЦБ. Во второй половине года из-за бюджетных рисков понижать ставку тем более не будут, считает Орлова.
Население одними помидорами не отделается
Повышение ставки также маловероятно, экономика второй год подряд в рецессии и инфляционное давление снижается, поэтому даже по самым пессимистичным прогнозам инфляция вряд ли будет выше 11%, говорит Орлова. При среднегодовой цене нефти $30/баррель ставку все-таки могут поднять, не согласен Кузьмин. У него есть два сценария развития ситуации при низких ценах на нефть. В случае возобновления паники и ажиотажного спроса на валюту, как в декабре 2014 г., для сдерживания курса ЦБ может оказаться вынужден вновь резко повысить ставку. Или, если курс рубля будет стабильно низким и это будет оказывать давление на цены, ЦБ может символически пару раз повысить ставку на 0,5 п. п., чтобы показать, что он следит за ситуацией.
Эксперты поддерживают решение регулятора. Это разумная стратегия в данной ситуации, это компромисс между снижением ВВП в 2016 г. и восстановлением экономики, на которое можно рассчитывать в будущем, считает Кузьмин. Очень жесткий комментарий ЦБ предназначен в первую очередь для игроков валютного рынка, в нем можно увидеть даже намек на валютные интервенции, говорит Орлова. Тон ЦБ призван избавить валютный рынок от вредной точки зрения, что регулятор и правительство заинтересованы в низком курсе рубля для пополнения бюджета при падающей цене на нефть, продолжает Орлова. Но положительный эффект от девальвации ограничен, считает Орлова, и комментарий ЦБ показывает, что резкое снижение курса беспокоит его.
Валютный рынок пока не отреагировал на слова ЦБ. Доллар и евро в пятницу держались в небольшом минусе к рублю на торгах на Московской бирже. Доллар США стоил днем 76 руб./$1, евро - 83 руб./евро. Еще до сообщений о решении ЦБ по ставке валюты сократили утреннее падение до минимальных уровней с 6 января, сообщает "Интерфакс", курс реагировал на колебания мировых цен нефти.