Несмотря на то, что «Аэрофлот» получил международную премию Skytrax World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы» (своего рода «Оскар» в сфере авиаперевозок), а также завоевал престижную международную премию Air Transport News Awards 2016, не все прекрасно у компании в выборе стратегии. На днях эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) подготовили доклад о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича.
Аналитики подвергают критике бизнес-модель «Аэрофлота», которая, как считают в ВШЭ, будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. Сейчас «Аэрофлот» является мультибрендовой структурой, которая объединяет сегменты премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»).
На данный момент в мировой авиаотрасли присутствует тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров и смещение премиальных компаний в экономсегмент. Так, премиальные компании снижают качественный уровень предложения, а лоукостеры расширяют список услуг в борьбе за более прибыльных клиентов.
Скорее всего пассажиры будут уходить от «Аэрофлота» к «России», что приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в «Аэрофлоте». Разумеется, напрашивается желание разделить бизнес «Аэрофлота», но эксперты утверждают, что этот шаг не улучшит ситуацию, так как «Россия» не сможет продолжить существование без серьезной господдержки. Тогда как формирование отдельной стратегии для этой компании ухудшит позицию «Аэрофлота» и дополнительно усилит конфликт интересов в группе.
Сохранение существующей модели развития рынка несет риски для отрасли и потребителей, при этом любая новая стратегия также связана с «серьезными трудностями». Впрочем, эксперты уверены, что в скором времени смогут предложить целесообразное решение для изменения стратегии.