Зачем устраивать мозговые штурмы?

11.08.2016

Хорошие идеи рождаются, когда у вас есть возможность вырваться из рутинного круговорота, подняться над ситуацией и взглянуть на проблему со всех ракурсов. Как это сделать? Устроить со своими сотрудниками качественный мозговой штурм.

1. Что такое мозговой штурм, и зачем он нужен?
Как правило, это шумное мероприятие, на котором группа людей генерируют идеи, а человек у доски их записывает. Участники процесса спорят, дискутируют и в целом неплохо проводят время. При этом им удается решить проблемы, с которыми они не могли справиться во время обычных переговоров или «летучек». 

Изобрел метод в 1930-х годах Алекс Осборн - менеджер и копирайтер рекламного агентства. Как и все творческие люди, он мечтал уйти от рутины совещаний и научиться находить решения оперативно и легко. Особенно популярным метод стал в 50-е годы, и дальше из Америки начал распространяться по всему миру. Впрочем, у мозгового штурма были и немногочисленные противники. Самый известный - Стив Возняк, сооснователь компании Apple. Но Наиля Замашкина, со-организатор Brainstorm Events, со-организатор TEDxPokrovkaSt, коммерческий директор МОБИ.Деньги, преподаватель Высшей Школы Экономики уверена, что  Возняк был не столько против мозговых штурмов, сколько был против обсуждения его идей.  Ведь это бывает болезненно, когда люди «штурмуют» именно твои предложения. Всю остальную  критику  мозговых штурмов эксперты как правило связывают с неумением обрабатывать результаты.


На фото Наиля Замашкина, Brainstorm Events 

2. Тенденции
Как правило – для мозгового штурма отводят по 1,5-2 часа. Это должно быть хорошо подготовленное продуманное мероприятие. Одна из модных тенденций – в контексте нынешней нехватки времени – быстрые мозговые штурмы. Такой мозговой штурм может длиться 15-30 минут – все идеи записывают сами участники. Анализ предложенных идей может быть разнесен во времени с самим штурмом. Такой экспресс мозговой штурм – дает возможность, с одной стороны, участвовать, не отвлекаясь на 2-3 часа, не ломая график. При этом участники стараются быстро выложиться, понимая ограничения во времени. Анализ идей и генерация решения может быть оставлена на двух-трех участников – уже после штурма, так называемых аналитиков. «Экспресс-штурм имеет плюсы по времени/месту проведения, при этом – имеет откровенные минусы, которые заключаются в невозможности команды представить свои результаты в виде презентации. А это,как правило, самая яркая часть процесса», - замечает Наиля Замашкина (Brainstorm Events).
В основном экспресс-штурм практикуется в больших компаниях, имеющих объективные сложности собрать менеджмент на полноценный процесс. Как правило, даже экспресс-штурмы достигают части целей, идеи генерятся и собираются. Хотя выпадает часть процесса, связанная с командообразованием и командной работой, но чем-то приходится жертвовать.

3. Виды мозгового штурма
За восемьдесят шестилетнюю историю метода были придуманы многочисленные вариации. Вот некоторые из них:

  • Телепортирующий штурм
    Когда вы меняете угол зрения на проблему.  Можно даже представить, что вы находитесь в другом месте или в другом времени. Такое путешествие в пространстве помогает найти уникальный выход из ситуации.
  • Я – не я
    Если вы бьетесь над проблемой, но все идеи однообразны и бесполезны, тогда попытайтесь отвлечься от обсуждения и представить на своем месте другого человека. Скажем, подумайте: чтобы на вашем месте сделал Стив Джобс или Марк Цукерберг? Очень часто, примеряя на себе роль другого человека, мы также примеряем его образ мыслей.

  • Фрирайтинг
    Психологи утверждают, что мы знаем ответы на все вопросы. Поэтому вытащить из подсознания гениальные идеи поможет метод фрирайтинг. Итак, возьмите лист бумаги и в течение десяти минут, не прерываясь пишите все, что приходит на ум. Если даже в голове вертятся не связанные с темой слова и мысли, все равно записывайте. Вот увидите, что через несколько секунд или минут подсознание с помощью ассоциативного ряда само выведет вас на гениальную идею.
  • Мозговой штурм наоборот
    Любимый метод юристов. Действует он так: вы формулируете неразрешимую проблему и думаете: как ее решить? А потом задаете себе вопрос: а что нужно сделать, чтобы это не произошло?

Наиля Замашкина (Brainstorm Events): «У меня есть отличный опыт – и я повторяю его вновь и вновь. По окончании курса «Платежные системы в России и мире» в ВШЭ, я предлагаю магистрам деловую игру – создание собственной платежной системы. Для структурирования их задачи – у двух команд по одинаковому набору карточек в которых весь необходимый функционал – от доступных внешних интерфейсов до внутренних модулей, выбрать абсолютно все нельзя, нужно ограничиться 8-10 карточками из 20 доступных. Таким образом, вырисовывается функционал, который команда выбирает для своей платежной системы» .

Надо особенно отметить, что студенты, играющие в эту игру, не отягощены знанием актуального законодательства, а значит и ограничений с ним связанных, что делает их решение для меня потрясающе любопытным. Команды представляют свои платежные системы через 30-40 минут в виде презентации на всю группу, оппонирующая команда имеет возможность задать вопросы. Презентуемые проекты – бывают совершенно великолепны по своим пользовательским качествам, что и нужно платежным системам. А привести пользовательские качества в соответствие с действующим законодательством - это задача методологов и юристов.

4. Этапы мозгового штурма
Как у любого живого процесса, у мозгового штурма есть этапы развития:

  • Презентация проблемы
    Вам нужно четко объяснить участникам, какую проблему им предстоит решить. Постарайтесь подробно рассказать о существующих условиях и ограничениях.
  • Генерация идей
    На этом этапе участники предлагают варианты решения проблемы. Чем больше идей, тем лучше. Абсурдные сумасшедшие идеи также приветствуются.
  • Обсуждение идей
    Когда  идеи иссякают, наступает этап обсуждения высказанных идей. Их можно группировать, критиковать, анализировать и хвалить, Главное – найти то ценное, ради чего проводился мозговой штурм. На этом этапе важно вести себя корректно и не переходить на личности.

5. Как сделать мозговой штурм эффективным инструментом
Ральф Кини - известный бизнес-консультант и автор книг по брейнстормингу  уверен, что мозговой штурм – это не спонтанное действие, а тщательно подготовленный процесс, требующий времени.  Подготовка к нему состоит из следующих шагов:

  • Тщательно выбираем участников
    Если вы соберете группу друзей, чьи взгляды на жизнь и на работу похожи, то брейнсторм (мозговой штурм) превратиться в посиделки. Обычно стоящие идеи возникают в дискуссии людей с совершенно разными стилями мышления и из разных подразделений компании.
  • Выбираем лидера
    Когда участники выбраны, нужно назначить ведущего мозгового штурма. Ему предстоит регламентировать мозговой штурм, прерывать затянувшиеся дискуссии и слишком горячие споры. Лидером должен быть человек авторитетный, но не авторитарный, чтобы участники мозгового штурма чувствовали себя свободно.
  • Назначаем секретаря
    Этот участник должен уметь слышать главное и, конечно, быстро писать.
  • Определяем цели
    На первом этапе важно не только сформулировать проблему, но и определить, для чего именно вы ее решаете. Основатель дизайнерской компании IDEO Дэвид Келли размышлял над созданием продукта, благодаря которому велосипедист сможет удобно и безопасно пить кофе во время поездки. Мозговой штурм оказался неэффективным: дизайнеры предлагали всевозможные варианты крышек и держателей, но они были неудобными и относительно бесполезными. Тогда Дэвид Келли прервал поток идей и предложил обсудить цели. Он сказал: «Мы должны помочь велосипедистам пить кофе так, чтобы напиток не проливался и не обжигал язык». В процессе обсуждения сформировались следующие задачи: продукт не должен мешать безопасному вождению, должен долго сохранять температуру напитка и быть недорогим. Затем был проведен мозговой штурм, во время которого был придуман держатель для стакана с кофе, ставший впоследствии бестселлером.
  • Готовим идеи заранее
    Перед встречей каждый участник должен некоторое время самостоятельно поразмышлять над вариантами решения проблемы. Дело в том, что часто во время дискуссии люди «застревают» на одном варианте решения, начинают обсуждать его и перестают генерировать новые идеи. Однажды Ральф Кини консультировал компанию-производителя сотовых телефонов. Топ-менеджеры устроили мозговой штурм, по поводу характеристик и дизайна новой модели. Они хотели создать компактный, легкий телефон с GPS и другими функциями, но настолько увлеклись обсуждением веса, что забыли об остальных характеристиках. В итоге, на той встрече команда определилась только с весом, и пришлось организовывать еще один мозговой штурм.
  • Подготавливаем помещение
    Перед проведением мозгового штурма необходимо организовать рабочее пространство. В помещении должно быть хорошее освещение, мебель удобной и все инструменты находятся под рукой.

Наиля Замашкина (Brainstorm Events): «В подходе к мозговому штурму – я скорее поддержу Ральфа Кини, хорошо организованный процесс гарантирует превосходный результат. В его терминологии – не поддержу термина «лидер», это скорее ведущий – человек, который отрулит процесс, то есть отрегулирует качество протекания процесса».

Ведущий объяснит и проконтролирует регламент работы. Скорее всего ему придется прерывать неконструктивные или просто многословные комментарии. Также он обеспечит нужный психологический климат мозгового штурма. Если штурм заходит в тупик – именно ведущий должен поймать момент и вдохнуть в процесс новых сил, расширить поле поиска, предложить новые направления или области поиска. 

6. Впечатления участников мозговых штормов

  • Евгений Тырнов, предприниматель, со-основатель и CEO e-commerce agency «Студия братьев Тырновых», Воронеж: «Мозговой штурм для решения небольших задач проводим прямо в офисе. Но если нам нужно разработать новый продукт, тогда мы отправляемся в атмосферное кафе - берем с собой флипчарт, вдохновение и творим! Признаться, самые крутые идеи приходят именно в такой обстановке! Подобный формат в IT-сфере называется "хакатон"». 
  • Наталья Ильичева, директор по развитию PR-агентства «Идеи&Решения»: «Однажды для лучшей генерации идей т креатива мы устроили небольшой эксперимент – прыгнули с парашютом. Один мозговой штурм прошел перед прыжком, второй - после. Штурмовали мозготворчество на пределе эмоций. По итогам сравнили количество и качество идей - результаты после прыжка удивили и порадовали. Между прочим, большинство сотрудников прыгали тогда впервые в жизни».
  • Павел Тимец, генеральный директор и учредитель ООО «Крытые парки аттракционов»: рассказал о  мозговом штурме на Стратегической сессии компании: «Сотрудники предлагали «запустить собственные авиалинии», «провести финал шоу Victoria Secret’s в наших развлекательных центрах», «сделать так, чтобы акции ООО „КПА“ котировались выше акций Apple». Обсуждение идей и их «смартование» происходило на второй день сессии. В результате, удалось отсеять все лишнее, оставив наиболее актуальные проекты. В тот же день были определены средства и ресурсы для реализации этих проектов».
    Автор таблицы: Дмитрий Сафронов

Заключение: Без генерации идей ваша компания перестает жить и двигаться вперед. А мозговой шторм - это, пожалуй, лучший способ выдавать идеи. Кроме того, если вам сложно самому стать ведущим и провести сотрудникам качественный brainstorm, то вы всегда можете обратиться за помощью к профессионалам.

Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту

© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Вернуться в начало

Комментарии ()