Тренер-медиатор, профессиональный конфликтолог и бизнесмен Алексей Чубаров рассказал: почему предпринимателям лучше решать конфликты с помощью медиации, а не обращаться сразу в суд.
Что такое медиация?
Медиация — альтернативный судебному метод урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной стороны. Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Пожалуй, главное – это возможность решить конфликт, не обращаясь в суд, и продолжить отношения.
Нашему менталитету свойственно включать высокий градус эмоций, что может значительно осложнить медиацию, вы согласны с этим?
На самом деле, ключевой вопрос для нас не столько эмоции, сколько уровень доверия, в том числе к посреднику (медиатору). В отличие от США, в нашем обществе уровень доверия гораздо ниже. И это в том числе объясняет то, что у нас нет такого рынка медиации как в Америке, который исчисляется сотнями миллионов долларов.
У нас только в 2010 году появился федеральный закон №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)». Медиация решает все гражданские споры, не имеющие общественный характер (то есть: когда в спорах не затрагиваются интересы группы лиц и государства). Также не решаются с помощью медиации дела, попадающие под юрисдикцию уголовного права. Хотя в некоторых странах медиация используется и в уголовных делах простой формы: например, хулиганство, драка. Особенно это распространено в скандинавских странах.
Нужно понимать, что медиация – это не панацея. Согласно американской статистике, медиация решает только 10-15% всех дел. Кроме того, сейчас активно развиваются симбиозные дела. Когда медиация реализуется не в чистом виде, а в виде «арбмед» - когда медиация перемешивается с арбитражем. Например, один этап конфликта решается по средствам медиации, другой – с помощью арбитража.
Если сторона заинтересована в разрешении конфликта и продолжении отношений, то она, разумеется, выберет медиацию.
Где проходит грань между адвокатом и медиатором? Когда нам лучше обращаться к вам, а когда к адвокату?
Допустим, вы строительная компания. И у вас есть партнер, который поставляет вам асфальт на дорожном строительстве. И вдруг он по каким-то причинам задерживает поставку... Вы что будете делать в этом случае - к адвокату побежите? Нет, конечно. Вы будете думать, как договориться с ним. Если, конечно, вам не все равно – и вы хотите продолжать бизнес, а не деньги отсудить. Как вы понимаете, грань между выбором адвоката и медиатора проходит в голове каждого участника конфликта.
Кейс
Компания в одном небольшом подмосковном городе попала в сложную ситуацию: людям перестали платить зарплату. Не платили месяц, три месяца, полгода... В итоге, сотрудники пришли к учредителю и устроили забастовку перед дверью. А руководитель вышел и говорит: да пошли вы все... Куда вы денетесь в этой «деревне», где работать больше негде?! Лидер бунтующих сотрудников, в свою очередь, пригрозил прокуратурой и всеми инстанциями, которые только возможны. Меня пригласил собственник, и, в результате, я помог им договориться. Сотрудники получили деньги, хотя многие из бунтовщиков были уволены, но по согласию сторон. А собственник продолжил работу. Конфликт я улаживал, отталкиваясь от двух факторов: во-первых, люди живут в маленьком городе, где работы особо нет. Во-вторых, если руководитель разгонит персонал, то ему придется привозить к себе гастарбайтеров. Вооружившись этими доводами, я в течении месяца помогал договариваться и тем и другим, пока, наконец, мы не урегулировал конфликт.
Также медиация довольно частое явление в строительной сфере, потому что стройка - это не разовая сделка «купи-продай», а длительная работа, предполагающая долгосрочные отношения.
В сотрудничестве между субъектами, которые строятся, регулярно возникают напряженные ситуации. Самый простой способ решения конфликта – договариваться самим. Но если стороны не могут, если включаются эмоции, тогда лучше обратиться к медиатору.
Когда нужно идти к медиатору?
Обращение к медиатору целесообразно лишь в том случае, когда одна из сторон поняла, что не в силах договариваться. К тому же суд не решает всех проблем. Скажем, в суд вы пришли, решение получили, но исполнить его не могут. А еще медиация – выход из положения для тех, кто понимает, что у них не все бумажки в порядке. Следовательно, дело они не выиграют.
Но когда человек считает, что именно он прав и хочет идти до конца, - бессмысленно его уговаривать.
Однажды я участвовал в семейной медиации. Разводилась молодая пара и решала: с кем сыну жить. Родители обратились к медиатору с задачей «определить место жительства ребенка». Мы раз шесть встречались – по четыре часа разговаривали.
В бизнесе медиация очень часто происходит без встреч, то есть через посредников. Посредник как челнок двигается от одной стороны к другой, обсуждая: что и кому делать.
Кейс 2
Еще учась в институте, две подруги организовали свой бизнес. У одной в ту пору папа был чуть богаче и дал больше денег, поэтому она стала главным собственником. Вторая заняла директорскую должность. Спустя 15 лет появилась усталость друг от друга. Главный собственник хотела поменять директора, но боялась, поскольку та могла увести партнеров и испортить репутацию. Главный собственник обратилась ко мне, чтобы решить конфликтную ситуацию. После шести месяцев переговоров мне удалось помочь им решить спор – директор написала заявление об уходе и получила все финансовые выплаты, которые хотела. А подруга-собственник смогла нанять нового директора с учетом той стратегии, которая у нее сформировалась на текущий момент.
В пользу медиации также можно назвать еще один пункт. Суды – это открытый процесс. Как только кто-то подает в суд, это появляется на сайте суда. Деловая репутация сразу оказывается под вопросом. В то время как медиация – это сугубо конфиденциальное дело. Закрытая процедура. Я не имею право рассказывать о деле, которым занимаюсь.
Где вы учились медиации сами?
Мое очередное образование – магистр медиации. Между прочим, бюджетное. Я учился два года в магистратуре в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Эта кафедра появилась там в 2012 году после выхода закона о медиации в 2010. Тема моей магистерской работы - «Деловая репутация и медиация».
Вы говорите «очередное» образование, а какое еще у вас образование?
Первое образование - МГТУ имени Баумана. Второе - закончил Финансовую академию. Третье образование – получал МВА в Высшей школе экономики. И, наконец, последнее – магистерское образование по психологии. Я считаю, что нужно учиться всю жизнь.
Как я этим начал заниматься?
К началу кризиса 2008 года я бы собственником и одним из руководителей производственной компании среднего размера с оборотом около 50 млн. долларов в год. Когда кризис развернулся на полную мощность, у компании были задолженности пере несколькими банками и поставщиками... Пришлось вести не простые переговоры, варьировать между кредиторами... И в результате я опустил руки и пошел по пути банкротства и выхода из бизнеса.
Потом, когда все было закончено с этим бизнесом, и я начал искать чем бы мне заняться, в феврале 2013 года, на одной из бизнес-конференций, узнал о медиации. Это для меня стало откровением и расстройством, потому что если бы я раньше знал о таком подходе, то совершенно по-другому повел себя в кризисной ситуации.
С 2013 года я методично изучаю и уже активно использую на практике приемы медиации, помогаю другим в разрешении их конфликтов, участвую в обучении заинтересованных специалистов.
Медиация – довольно широкая сфера...
Медиация - это междисциплинарная наука на стыке психологии, юриспруденции и конфликтологии, социологии и ряда других дисциплин. Причем это такая практическая наука, которая требует постоянного повышения квалификации и посещения разных тренингов, чтобы поддерживать и совершенствовать практические навыки.
Например, работая в группе межэтнической медиации при Общественной Палате РФ, мне пришлось также много изучать антропологию. Никто не будет спорить, что китайский и бельгийский бизнесмен будут вести себя по-разному в конфликтных ситуациях. Сейчас я обладаю и этими компетенциями тоже.
Работа в сфере медиации вас поменяла?
Думаю, да. У меня появилось умение слышать других людей. Многие люди, попадая на должность директора, в подчинении которого находится даже пять сотрудников, начинают мнить себя всезнайками. А умение слушать других – это очень важно.
Как помогает конфликтология в жизни?
Если человек по профессии врач, то он все равно себя лечить сам не будет. Точно так же как психолог – не станет рассчитывать только на себя, разбираясь со своими психологическими травмами.
Поскольку медиатор – это нейтральная сторона, нужно сказать, что нейтральность – это очень непростая вещь. Вы должны пройти определенную психологическую подготовку для того, чтобы проводить эти процедуры. Нейтральность – не значит подавлять эмоции, а умение управлять ими.
Можете раскрыть ваши гонорары?
Это не дешевле гонорара адвоката. Во-первых, почасовая оплата здесь неуместна. Мы отталкиваемся от длительности полдня – это 50 000 руб. Полный рабочий день – 80 000 руб. Надо со всем тщательно разобраться. Меня пугают те, кто, едва дослушав историю, уже начинают перебивать со словами «я все понял» и давать советы.
Также есть еще организационные расходы. Например, переговоры нужно проводить в правильной атмосфере и месте. Если вы придете в офис к одной из сторон, тогда вторая сторона сразу же будет себя чувствовать не комфортно. В кафе тоже нельзя разговаривать: шумно и некомфортно.
Также кому-нибудь совершенно точно понадобится чай и бутерброд, чтобы заесть стресс (все это включается в статью дополнительных расходов). Хороший вариант для проведения медиации – коворкинги или переговорные в отеле, например.
После встречи с клиентом я потом наш разговор с помощью нескольких методик разбираю по шагам - провожу анализ. Если я берусь за дело, значит, считаю его небезнадежным. Также мне нужно все хорошо понимать про стороны, ко мне обратившиеся. Вдруг окажется, что кто-то просто тянет время и не желает решить проблему.
Кстати, хороший пример международной медиацией – это случай со сбитым самолетом в Турции. Посредники появились как раз из бизнеса, потому что конфликт ударил, прежде всего, по ним. Руководство Турции понимало, что сбили не тот самолет, но не хотели извиняться. Посредники помогли обсудить и правильно сформулировать извинения и вывести отношения между руководством двух стран из тупика. И сейчас мы вновь возобновили сотрудничество.
После обращения к медиатору стороны получают какой-нибудь письменный документ?
Медиативное соглашение является гражданско-правовым актом, и в случае его неисполнения, вы можете обращаться к приставам.
Я считаю, что будущее за рынком медиации. Еще 10-15 лет и медиация станет для нас делом привычным. Как вы помните, к психологам до недавнего времени тоже никто не ходил. Первая кафедра психологии появилась только в 60-х годах в МГУ, а сейчас это рынок с оборотом сотни миллионов рублей.
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Также вы можете задать вопрос нашему эксперту
© «Центр Деловых Инициатив», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Комментарии ()